Урок литературного чтения в 4-м классе "«Воспоминание о детстве». И.С. Никитин"

Разделы: Начальная школа


Структура урока по литературному чтению

1. Эмоционально-мобилизирующий этап. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.
2. Выход на тему. Выставка рисунков, стихотворение А.Цветаевой «Страна детства».
3. Мотивация. Определение темы урока. Отгадывание фамилии автора.
4. Целеполагание. Постановка цели урока и постановка задач.
5. Подготовка к восприятию произведения. Погружение в урок. Первичное чтение произведения. Обмен впечатлениями о прочитанном.
6. Восприятие произведения И.С. Никитина «Воспоминание о детстве». Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Работа в группах.
7. Художественный анализ. Выборочное чтение. Работа в группах. Деление произведения на части. Вывод. Словесное рисование картин к стихотворению.
8. Рефлексия. Вывод.
9. Художественное исполнение и художественный анализ. Отработка четкой дедукции, словарная работа, работа с памяткой, выразительное чтение.
10. Физкультминутка. Разминка. Отдых. Смена деятельности.
11. Рефлексия. Серия вопросов на усвоение новых знаний и способов действий.
12. Итог урока. Критерии самооценки детей. Комментирование оценок.
13. Домашнее задание. По выбору: подготовить выразительное чтение стихотворения, составить словесную картину, проиллюстрировать.

Тема: «Воспоминание о детстве». И.С. Никитин.

Цель: создание условий для раскрытия детьми смысла лирического произведения.

Задачи:

  • Познакомить со стихотворением И.С. Никитина.
  • Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей, внимание к образным средствам языка.
  • Помочь понять состояние лирического героя, автора и своё.
  • Создать художественный образ лирического героя.
  • Воспитывать интерес к поэзии, прививать художественно – эстетический вкус.

Литература:

  1. Сборник: Русская поэзия середины XIX века,
  2. Учебник «Родная речь» 1 часть, 4 класс для учащихся начальной школы, составитель М.В. Голованова, 4-е издание «Просвещение», 2004 год.

Оборудование: оформленная доска; портрет писателя, памятка, учебники по литературному чтению, план урока, выставка рисунков.

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Комментарии
1. Эмоционально-мобилизирующий этап Учитель эмоционально настраивает детей на урок.
Предлагает прочитать девиз урока: Слева друг и справа друг, вместе будет дружный круг.

– Значит как мы будем работать на уроке?

– Молодцы!

Дети читают девиз на доске хором.

Ответы детей: дружно, сплочённо, вместе.

(Предполагаемые ответы).

Создание благоприятной обстановки    на уроке.
2. Выход на тему урока – Ребята, дома вы рисовали рисунки. Давайте внимательно их рассмотрим. (Просматривание выставки рисунков).

Беседа:

– О чём эти рисунки?
– Какая тема отчётливо просматривается в рисунках?
– Хорошо!
– Прослушайте, пожалуйста, стихотворение и попытайтесь определить тему нашего урока.

Чтение стихотворения А. Цветаевой.

В той удивительной стране.
Где я увидел свет,
Как многим исполнялось мне
И пять и десять лет.

В стране фантазий и проказ
И озорных затей,
Кода-то каждый был из нас.
Одним из тех детей.

Все те кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою страной
Простились навсегда.

– О какой стране идет речь?
– О чём пойдет речь на нашем уроке?
– Сформулируйте тему урока.

– Правильно! Молодцы!

Дети рассматривают рисунки и отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы детей:

– О детстве, о играх детей.
– Тема детства.

 

 

Дети внимательно слушают произведение и определяют о чём стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы детей:

– О стране детства.
– О детстве.
– Детство в поэзии.

Дети учатся обобщать и определять тему всей выставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети учатся определять тему урока.

3. Мотивация – А вот какого автора мы будем изучать, отгадайте сами.
– Прочитайте только русские буквы и вы узнаете фамилию поэта, стихи которого мы будем изучать и читать.

На доске:

– Запись на доске фамилии автора.
– Ребята мы уже изучали стихи этого автора. Вспомните его имя, отчество.
– На доске появляется запись: И.С. Никитин.
– Ребята давайте предположим о чём будет стихотворение И.С. Никитина?
– Правильно! Сегодня мы прочитаем его поэтическое воспоминание о детстве.
– Вспомните какое у него было детство?
– Правильно!
– Беспросветная нужда, образы городских бедняков, безмерность страданий крепостных крестьян – все это нашло отражение в стихах поэта самородка Ивана Никитина.

Дети находят русские буквы и читают фамилию автора:

Никитин.

 

 

Дети вспоминают и отвечают: Иван Савич.

Дети предполагают: о детстве, о воспоминаниях о детстве.

Предполагаемые ответы:

– Родился в Воронеже, в небогатой семье. Отец разорился, и мальчик рано начал работать.

Развитие внимания.

 

 

 

 

Припоминание.

4. Целеполагание – Хорошо! Ребята, а какие цели вы поставите перед собой на урок?
Учитель фиксирует цели на доске:
Предполагаемые ответы:
– Научится читатьвыразительно произведение.
– Понять, что хотел автор донести до нас своим произведением.
– Развивать свой читательский кругозор.
Учатся определять и ставить цели урока.
5. Подготовка к восприятию произведения. Погружение в урок – А что для вас детство?

 

 

 

 

 

– Хорошо! Для вас это счастливое время?

– Давайте же узнаем о детстве нашего поэта.

Ответы детей:
– Это беззаботное время, когда рядом мама и бабушка, папа и дедушка.
– Это дом, в котором мы живем. Это Родина, где я родился и вырос.
– Это детсад, школа.
Ответы детей:
– Конечно, да, это счастливое время.
 
6. Восприятие произведения И.С. Никитина «Воспоминание о детстве»

 

 

 

1) Первоначальное чтение учителем.

2) Обмен впечатлениями.

3) Работа в группах.

– Откройте учебник и следите за моим чтением.
– Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
– Чтение стихотворения.

– Какое настроение поэта вы чувствуете в этих строках?

– А какое настроение у вас вызвало прочитанноепроизведение?

 

 

– А сейчас давайте поработаем в группах:
1 группа – восторженное, радостное;
2 группа – скучное, однообразное,
3 группа – грустное, печальное.

Открывают учебники, следят за чтением и стараются представить картину, описанную в стихотворении Никитина «Воспоминание о детстве».

Предполагаемые ответы:

В этом стихотворение присутствуют разные настроения: печальные, восторженные, скучные, грустные.

Предполагаемые ответы:

Восторженное, скучное, печальное, однообразное.

Дети рассаживаются по группам в зависимости какое настроение им ближе.

Восприятие текста на слух, развитие внимания.

 

 

Обогащение словарного запаса.

 

 

Умение слушать друг друга.

7. Художественный анализ.

1) Выборочное чтение.

 

 

 

 

 

2) Деление произведения на части.

 

 

 

 

 

 

3) Вывод.

 

 

 

4) Словесное рисование картин к стихотворению.

5) Вывод.

 

 

8. Рефлексия

Работа в группах

– Какое настроение вы увидели в стихотворении. Найдите строки и зачитайте их.
– Какие строки помогли вам это понять. Работаем в группах.
– Какими словами характеризует своё детство поэт в начале произведения?
– Что же радовало его?
– Что вызывало в нем восторг?

– Какое время года поэт не любил и почему?

– Хорошо!
– На какие 3 части можно разделить это стихотворение?

– Ребята какие чувства возникли у вас, читая это произведение.

Т.е. в этом стихотворении увидели чувства.

– Ребята, значит какой мы вывод сделаем: что же отражают лирические стихи?

– Хорошо! Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения.
– Что вы услышали, может   увидели, прочувствовали?

– Значит, читая стихотворение, мы можем в своем воображении представить, то что читаем, почувствовать аромат сирени. Перед нами встает вся картина, хотя поэт и не описывает все в подробностях.
– Вы согласны со мной?

– Хорошо! Ребята давайте вернемся к целям нашего урока.
Что мы сделали на уроке и что предстоит еще сделать?

– Хорошо! Молодцы ребята. Продолжаем работу.

 

Дети называют их:
Однообразно и печально, с каким восторгом я встречал, за то как скучен я бывал.
Дети зачитывают эти строки.
Ответы: «Однообразно и печально шли оды детства моего».
Ответы: «С каким восторгом я встречал час утра летнею порою».
Ответы:
За то как скучен я бывал,
Когда сырой туман осенний
Поля и дальние деревни
Как дым свинцовый одевал.
Когда деревья обнажались,
И дождик лил по целым дням.

Зачитывают стихотворение по частям.
Ответы детей:
Чувства грусти, потому что мало радости в строках поэта. Единственнаярадость – общение с природой.
– Чувство сожаления, от того что детство поэта была однообразное, безрадостное.

Делаем вывод:
Лирические стихи отражают не события, а душевные переживания поэта, его настроение.

Ответы детей:
Деревянный дом, кусты сирени вокруг него.
– Портреты на стенах, полумрак, лампады перед иконами.
– Летнее утро, солнце встает.
– Туманный лес, река.
– Серое небо, дождь стучит, голые деревья.

Дети соглашаются и дополняют вывод: Слышим шум леса, воздух влажный, дождь идет и т.д.

Ребята отвечают: Поняли, что хотел автор донести своим произведением. Поняли почему он написал это произведение.
Научится читать выразительно произведение.

Индивидуальная работа.

Воспитание любви к природе.

 

 

 

 

 

Умение делить целый текст на составные части.

 

 

 

 

 

Умение обобщать, делать выводы.

 

 

 

Умение представлять прочитанное, фантазировать.

Развитие умения делать выводы.

 

 

Умение отделять что сделано, а над чем еще предстоит работать.

9. Художественное исполнение и художественный анализ

1) Отработка четкой дикции.

 

 

2) Словарная работа.

3) Работа с памяткой. Подготовка к выразительному чтению.

4) Выразительное чтение.

– Какой раздел литературы создан специально для того, чтобы тренировать четкую дикцию.

– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, быстро и очень быстро.

Лампадка-лампада на масле, перед иконами.

Памятки у каждого на столе.

– Пользуясь памяткой, подготовтесь к  выразительному чтению.
– Постарайтесь передать настроение автора и свои чувства.

3-4 человека читают выразительно.

Ответ детей: Скороговорки.

 

 

Идет чёткое проговаривание скороговорок. Записывают в словари.

 

Пользуясь памяткой дети читают стихи вполголоса.

Дети читают выразительно.

 

 

 

Работа над чёткой дикцией и правильным произношением.

 

Воспитание самостоятельности.

Передача чувств поэта    и свои переживания. Работа    на выразительное чтение.

10. Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Анализ лирического произведения

 

 

 

 

2) Литературные приёмы

Один стоит лицом к классу.
Учитель читает: На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы, по команде:
– Раз!
А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы, по команде:
– Два!
Соберем в корзинки мы ягоды, грибы. Дружно наклоняемся, по команде:
– Три!
На четыре и на пять дружно будем мы скакать. Ну а по команде:
– Шесть! Всем сесть!

– Как вы считаете с какой целью автор написал это стихотворение?

Ответы написаны на доске:

  • Чтобы сообщить о своем детстве.
  • Чтобы передать свои чувства.
  • Чтобы привлечь внимание читающего к своему произведению.
  • Чтобы вызвать взаимные переживания.

– Ребята, а какие литературные приемы вы знаете?

Работа с эпитетами.

– При помощи каких слов, автор передает свои чувства в своих детских воспоминаниях?

– Что такое эпитет?

Вывод: Для чего автор их использует?

– Значит эпитеты помогли понять нам чувства поэта?

Остальные выполняют упражнения вместе с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают правильные ответы, а ненужные стирают и обосновывают свой выбор, доказывая его.

Ответы детей:
Эпитеты, олицетворение, скрытое сравнение.

Ответы детей:
Однообразно и печально сонная земля, золотистые волны, волнистая нива, свинцовый дым, спящие заливы, туманная даль.

Ответ: Эпитет – образное художественное определение свойств предметов.

Ответы детей:
– Эпитеты делают речь более точной, выразительной, красивой.

Ответы детей: Да! Мы смогли понять, что радовало его.
Ответы детей: Да, поняли, когда было грустно и что доставляло ему истинную радость.

Разминка. Отдых. Смена деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Умение выбирать главное.

Умение высказывать свое мнение.

 

 

Умение распознавать литературные приемы.

 

 

 

 

 

Развивать знания образных определений.

11. Рефлексия – Как вы поняли, для чего поэт написал стихотворение?

– Что любил поэт больше всего из своего детства?

– Какое открытие вы для себя сделали, читая это стихотворение.
– Какие строки вам об этом рассказали?

– Ребята, а если бы вам пришлось рисовать картину, какие бы вы краски выбрали?
– А почему?

Ответы детей: Чтобы передать свои чувства, свои детские переживания.
Ответы детей: Природу, чтение книг.
Ответы детей: Что он – поэт в детстве был очень одинок.
Дети зачитывают отрывки, свидетельствующие об этом.

Ответы детей: Темные, серые…

Ответы детей: Ну разве можно одиночество нарисовать яркими цветами?!

Развитие умение обобщать, делать выводы.

Умение подводить итог уроку.

12. Итог урока.

 

 

 

 

 

Оценивание.

– С каким стихотворением познакомились на уроке?

– Чему учились на уроке?

– Вы переживали сегодня вместе с автором?

– Что заставляло вас переживать?

– Ребята оцените себя в работе и прокомментируйте свою оценку.

– Ребята, я благодарю вас за сотрудничество!
Ставлю следующие оценки: называю оценки и комментирую их.

Ответы детей: Со стихотворением И.С. Никитина «Воспоминание о детстве».
Ответы детей: Учились читать выразительно, анализировать прочитанное.
Ответы детей:
Да, конечно переживали.

Ответы детей: Что он был одинок, что детство его было безрадостное, серое.

Ребята сами оценивают себя, комментируют свои оценки.

Умение подводить итог уроку.

 

 

 

Развитие умение сопереживать, сочувствовать.

Развитие самооценки, самокритично сти.

13. Домашнее задание. 1) Читать произведение выразительно.
2) По выбору: составить словесную картину, проиллюстрировать.
Дети записывают задание в дневник.