Занятие по занимательному азбуковедению "Путешествие в зимний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Через использование игровых ситуаций и предметов, закрепить умение слышать и выделять звуки, сравнивать слова по звукам.
  • Продолжать формировать умение читать по слогам, осуществлять переход к чтению целыми словами.
  • Уточнить знания детей о зимних явлениях через чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок и т.д.
  • Поддержать интерес и желание узнавать новое. Развивать  представление о способах сотрудничества. (умение советоваться, уступать, согласовывать друг с другом свои действия, тактично выражать своё мнение, оказывать помощь и т.д.).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал.
– Встаньте поудобнее чтобы вы могли друг друга видеть.
– Сегодня у нас конечно не обычный день, не каждый раз бывает столько гостей. Но вы как всегда нарядные, красивые. Давайте друг другу   поднимем настроение, скажите что-нибудь приятное друг другу.

Игра "Приятные слова"

– Дети, вы не против если я начну. (Ирочка, ты сегодня великолепна и т.д.)
– Подняли настроение друг другу? С таким хорошим настроением я вас приглашаю в зимний лес.
(Играет музыка).
– Закройте глазки. Вы представили себя в лесу?
– Как там? Тепло или холодно?
– Холодно.
– Ребята, а что можно увидеть в лесу? (Холод, деревья голые в инее, метель, вьюга, следы зверей и т.д.). 
(Слышится А-у)
– Дети что это?
– Эхо.
– Кто-то наверное заблудился в лесу. Давайте, все вместе крикнем "А-у" но так, чтобы слышны были звуки.
(Дети кричат "А-у").
– Сколько звуков в этом слове?   (2)
– Какой первый звук?   (а)
– Какой второй звук?   (у)
– Какие это звуки?   (Гласные)
– А какие ещё гласные звуки вы знаете?
– Сколько всего гласных звуков?   (10)
– Ребята посмотрите, сколько палочек на дорожке. Дул сильный ветер и сломал веточки на деревьях и разбросал на дорожке. Дети, попробуйте из палочек выложить гласные буквы.
– Молодцы. Вы очень хорошо справились с этим заданием.
– Ребята, а из леса пойдём парами, в этом нам поможем игра "Найди пару". Возьмите карточки и найдите себе пару, чтобы получилось слово и друг друга возьмите за руку. (Мороз, холод, зима, ветер, сани, дерево). Очень хорошо.
Дети называют слова.
– А теперь пойдём. Нам же нужно выйти из леса.
– Что это? (Стрелки). Что же они нам указывают? (Дорогу, направление).
– Давайте пойдём по этому направлению.
– Так. Пришли. Что же здесь написано.
Читают надпись – "Лесная школа".
– Куда это мы попали? А почему она называется "Лесная школа"? (Она находится в лесу и в ней учатся звери).
– Дети, здесь какая-то записка. (Читаю: «У нас каникулы»).
– Ребята, пока ребята на каникулах можем мы позанимаемся в этой школе? Хорошо. Садитесь.
Показываю картину с надписью «зима».
– Давайте попробуем прочитать всё вместе. (Читают).
– Костя, так какое же слово здесь написано?   (Зима)
– Сколько слогов в этом слове?   (4)
– Назовите гласные буквы?   (и, а)
– Назовите первый звук?   (з)
– Назовите последний звук?   (а)
– Молодцы! Ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
– Дети, а кто из вас знает пословицы или поговорки о зиме? (Дети называют).
– А сейчас встаньте, подойдите сюда.

Психогимнастика

– Подул сильный, северный, холодный ветер, нам стало холодно, мы дрожим, сжались, зубы стучат, мы трясёмся, нам холодно.
– А сейчас выглянуло солнышко. Нам стало тепло, жарко, мы расправились.

(Игру повторить 2 раза).

– Ну, молодцы! Садитесь.
– Я для вас приготовила сюрприз (выношу чёрный ящик). Отгадайте, что же в нём. Загадываю загадки про буквы. Достаю из коробки буквы по одной (а, зэ, и, эм). Показываю "А". Дети называют эту букву.
– Что вы знаете о этой букве, на что она похожа, как можно её изобразить. (Дети рассказывают, читают стихи, показывают, рисуют в воздухе).
– Дети, старайтесь не повторяться, можно только добавлять.
– Молодцы! Очень много вы мне рассказали интересного об этих буквах.
– Ребята, кто же учится в "Лесной школе"? Ну, конечно же, лесные звери. Давайте превратимся в лесных зверей, птиц. Постарайтесь показать мимикой, жестами, движениями чтобы вас могли узнать. (Хвалю).
– Молодцы! Садитесь.
Дети садятся.
– А сейчас давайте попробуем прочитать рассказ. Читать будем по очереди. (Дети по очереди читают рассказ по предложению).
– Мне очень понравилось как вы читали. А теперь пора отдохнуть. Встали.

Физминутка

Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь
Подойдёт ко мне мороз
Тронет руку, тронет нос
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.

– Садитесь. Посмотрите, что это? (Показываю цветок). Дети, найдите такой же цветок. Молодцы! Возьмите по одному цветку и давайте присядем и попробуем составить из букв слова. Какие слова у вас получатся (Дети составляют слова). С таким сложным заданием вы справились очень хорошо.
– Я вам ещё хочу предложить одну игру "Доскажи словечко". Я буду читать стихотворение, а вы продолжайте конец его.

1.    Не колючий, светло синий
По кустам развешен … (иней).

2.    Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал
И проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной … (медведь).

3.    Пышный хвост торчит с верхушки
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно это … (белка).

4.    Крыша в шапке меховой
Белый дом над головой
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла … (зима).

– Вы сейчас очень хорошо договаривали словечки. Но я вам приготовила ещё одно задание. Я приготовила карточки с буквами, но прополз Жук-буквоед и испортил буквы. Я теперь не могу понять какая это была буква. Помогите исправить. (Дима, какая у тебя получилась буква? и т.д.)
– Уберите карточки на стол.
– Ребята, я вам приготовила ещё что-то интересное, вы не устали? Кроссворд. Вы хотите его разгадать? Давайте встанем вокруг, можете присесть, кому как удобно. Нужно в клеточки вписать буквы, чтобы получились слова. Попробуем. Я буду записывать. А теперь давайте прочитаем о чём пел скворец? (Весна).
– Ну, вот, ребята, пора нам с вами домой. Все старались. Молодцы. Спасибо. Вы мне сегодня очень помогли. Я довольна вами.