Под вальс Е. Доги из к/ф “Мой ласковый и нежный зверь”.
Цели:
- на примере лучших образцов любовной лирики XX века показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь;
- развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской литературе и глубокое понимание ее;
- воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство.
Ведущий учитель: Дорогие ребята! Сегодняшняя наша встреча необычная. Мы будем говорить о любви. Да-да, о той любви, что движет солнце и светила, о любви, что сильнее смерти и страха смерти; о любви, формулу которой пытались разгадать многие философы и мудрецы, но которая так и осталась величайшей тайной в мире. Мы могли бы обратиться к любовной лирике Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Баратынского и Толстого. Но сегодня я приглашаю вас к разговору о любви в литературе XX века.
Ведущий 1. О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.
Ведущий 2. О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.
Р. Рождественский «Все начинается с любви…
Все начинается с любви...
Твердят:
"В начале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка –
все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг –
все начинается с любви.
Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!
Ведущий 1. Но для понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви: нет настоящего высокого человеческого существования.
Ведущий 2. “Только влюбленный имеет право на звание человека”, – с гордой уверенностью говорил Александр Блок в феврале 1908 года. И влюблялся страстно, безумно. И рождались в порыве страсти высокие лирические строки:
А. Блок «Предчувствую Тебя…»
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
(Звучит музыка Бетховена (D-dur №2, op. 2)
Ведущий 1.Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”. Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а радость. “Да святится имя твое!”
Николай Асеев «Простые строки»
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.Мне без тебя каждый час – с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
Николай Гумилев «Сомнение»
Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас,Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и смятена.Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжёт... Нет, мне не спать, а ждать.И, крадучись, я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну.Вон там, у клумб, вы мне сказали «да»,
О это «да» со мною навсегда.И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,Что ваше «да», ваш трепет, у сосны
Ваш поцелуй – лишь бред весны и сны.
Ведущий 2. А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они?
Ведущий 1. Вы правы! Век XX, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.
Ведущий 2. Лирика Ахматовой почти исключительно лирика любви. Сочетание нежности, которая могла показаться беззащитной, с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонацией отчаяния и веры, молитв и проклятий – все это отозвалось в ее стихах.
А. Ахматова «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»
Чтение стихотворения М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» (в качестве музыкального фона – “К Элизе” Л. ван Бетховена).
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце, не у нас над головами, –
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
3 мая 1915 года
Ведущий 1. Любовь помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.
Ведущий 2. В раннюю пору жизни, как солнце утром, восходит в душе человека любовь.
Эдуард Асадов «Я могу тебя очень ждать»
Ведущий 2. Любовь приходит к нам внезапно, вспыхивает и поражает, как молния. Она смешивает в нашей крови страсть, нежность, ревность. И мы – уже не мы, а… Любовь. И ничто не может остановить Любовь – ни время, ни расстояние, ни смерть.
Ведущий 1. И действительно, Любовь – это стихия, не поддающаяся разуму. Она ни о чём нас не спрашивает. А если бы и спросила, то мы ничего не смогли бы ей ответить.
Ведущий 2. Любовь требует от нас только одного – любви. Любви к женщине, любви к ребёнку, любви к каждой живой клеточке на земле.
А. Вознесенский «Сага»
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться – плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.Даже если на землю вернёмся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминёмся.
Я тебя никогда не увижу.И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.И качнётся бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Ведущий 1. На самом деле любовь пропитывает собой все другие чувства и ощущения человека. Данте Алигьери говорил: “Все – о любви, о ней одной”.
Вероника Тушнова «Мне говорят: нету такой любви»
Мне говорят: нету такой любви.
Мне говорят: как все, так и ты живи!
Больно многого хочешь,
нету людей таких.
Зря ты только морочишь
и себя и других!
Говорят: зря грустишь,
зря не ешь и не спишь,
не глупи!
Всё равно ведь уступишь,
так уж
Ведущий 2. Мы все привыкли думать, что мир чувств человека, как апельсин из долек, состоит из отдельных чувств, обособленных друг от друга. Но так ли это? Может быть, любовь – особое состояние всех чувств человека? Может
это перестройка души, переворот во всех мыслях,
ощущениях, во всей жизни?
сопровождение – композиция “Prima donna” Ю.Агавы).
Ведущий 1. Совершая подвиги и просто
поступки, человек отдаёт всего себя чему-то – во
имя… любви, добра, во имя самой жизни. Отдавая
себя, человек что-то теряет, ему приходится чем-то
жертвовать. Любовь тесно связана с потерей.
Вероника Тушнова «Я поняла – ты не хотел мне зла»
Я поняла, – ты не хотел мне зла,
ты даже был предельно честен где-то,
ты просто оказался из числа
людей, не выходящих из бюджета.
Не обижайся, я ведь не в укор,
ты и такой мне бесконечно дорог.
Хорош ты, нет ли, – это сущий вздор.
Любить так уж любить – без оговорок.
Я стала невесёлая... Прости!
Пускай тебя раскаянье не гложет.
Сама себя попробую спасти,
никто другой спасти меня не может.
Забудь меня. Из памяти сотри.
Была – и нет, и крест поставь на этом!
А раны заживают изнутри.
А я ещё уеду к морю летом.
Я буду слушать, как идёт волна,
как в грохот шум её перерастает,
как, отступая, шелестит она,
как будто книгу вечности листает.
Не помни лихом. Не сочти виной,
что я когда-то в жизнь твою вторгалась,
и не печалься – всё моё – со мной.
И не сочувствуй – я не торговалась!
Ведущий 1.. Это необходимо. Жизнь ничего просто так не даёт, любовь – тоже. Чтобы увидеть свет, нужно знать, что такое тьма. Чтобы обрести друга, надо познать одиночество. Чтобы почувствовать любовь, нужно испытать боль… боль разлуки, безответности, потери… И всё же как мы становимся богаче, отдавая себя…
Римма Казакова. Страна Любовь
* * *
Люби меня!
Застенчиво,
боязно люби,
словно мы повенчаны
богом и людьми...Люби меня уверенно,
чини разбой –
схвачена, уведена,
украдена тобой!Люби меня бесстрашно,
грубо, зло.
Крути меня бесстрастно,
как весло...Люби меня по-отчески,
воспитывай, лепи,–
как в хорошем очерке,
правильно люби...Люби совсем неправильно,
непедагогично,
нецеленаправленно,
нелогично...Люби дремуче, вечно,
противоречиво...
Буду эхом, вещью,
судомойкой, чтивом,подушкой под локоть,
скамейкой в тени...
Захотел потрогать –
руку протяни!Буду королевой –
ниже спину, раб!
Буду каравеллой: в море! Убран трап...Яблонькой-дичонком
с терпкостью ветвей...
Твоей девчонкой.
Женщиной твоей.Усмехайся тонко,
защищайся стойко,
злись,
гордись,
глупи...Люби меня только.
Только люби!
Москва, "Молодая Гвардия", 1980.
Ведущий 1. Мы говорим о любви как о жизни человеческой души. А как же тело?
Ведущий 2. Любовь – это двуединое чувство: и природное, и душевное. Любовь только тогда будет истинной, когда в ней соединятся и духовная близость, и чувственность. Известный польский писатель Генрик Сенкевич говорил, что любовь, желающая быть только духовной, становится тенью; если же она лишена духовного начала, то она пошлость.
Вероника Тушнова «Не отрекаются любя»
Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам...
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
Ведущий 1. Некоторые юноши и девушки пытаются привлечь к себе внимание, влюбить в себя другого человека из – за уязвленного самолюбия: всем нравлюсь, а ему не? Ну, мы еще посмотрим. А существуют глупые парни: вот увидите, она будет моей.
Эдуард Асадов «Чудачка»
Ведущий 1. А может, вовсе и нет никакой любви, а есть только инстинкт, стремление к удовольствию и выполнению назначения человека на Земле – продолжению рода? Доказали же ученые, что любовь это просто химическая реакция. Даже формулу вывели.
Ведущий 2. Я не думаю, что ученые – химики, а другие тем паче, думают о химическом составе формулы любви, когда они смотрят на своих возлюбленных. Они мыслят другими категориями и, в частности, красивыми стихами.
Эдуард Асадов «Сатана»
Ей было двенадцать, тринадцать – ему,
Им бы дружить всегда.
Но люди понять не могли, почему
Такая у них вражда?!
Он звал ее "бомбою" и весной
Обстреливал снегом талым.
Она в ответ его "сатаной",
"Скелетом" и "зубоскалом"
Когда он стекло мячом разбивал
Она его уличала.
А он ей на косы жуков сажал
Совал ей лягушек и хохотал,
Когда она верещала.
Ей было пятнадцать, шестнадцать – ему,
Но он не менялся никак.
И все уже знали давно, почему
Он ей не сосед, а враг.
Он "бомбой" ее по-прежнему звал,
Вгонял насмешками в дрожь.
И только снегом уже не швырял
И диких не корчил рож.
Выйдет порой из подъезда она
Привычно глянет на крышу,
Где свист, где турманов кружит волна,
И даже сморщится: – У, Сатана!
Как я тебя ненавижу!
А если праздник приходит в дом
Она нет – нет и шепнет за столом:
– Ах, как это славно, право, что он
К нам в гости не приглашен!
И мама, ставя на стол пироги,
Скажет дочке своей:
– Конечно! Ведь мы приглашаем друзей,
Зачем нам твои враги!
Ей – девятнадцать. Двадцать – ему.
Они студенты уже.
Но тот же холод на их этаже,
Недругам мир ни к чему.
Теперь он "бомбой" ее не звал,
Не корчил, как в детстве, рожи.
А "тетей Химией" величал.
И "тетей Колбою" тоже.
Она же, гневом своим полна,
Привычкам не изменяла:
И так же сердилась: – У, Сатана! –
И так же его презирала.
Был вечер, и пахло в садах весной
Дрожала звезда, мигая...
Шел паренек с девчонкой одной,
Домой ее провожая.
Он не был с ней даже знаком почти
Просто шумел карнавал
Просто было им по пути
Девчонка боялась домой идти,
И он ее провожал.
Потом, когда в полночь взошла луна
Свистя возвращался назад.
И вдруг возле дома: – Стой, Сатана!
Стой, тебе говорят!
Все ясно, все ясно! Так вот ты какой?
Значит, встречаешься с ней?!
С какой-то фитюлькой, пустой, дрянной
Не смей! Ты слышишь? Не смей!
Даже не спрашивай почему! –
Сердито шагнула ближе,
И вдруг, заплакав, прижалась к нему:
– Мой! Не отдам, не отдам никому!
Как я тебя ненавижу.
Ведущий 1. Я согласна с вами. Человеку, который испытывает или испытал это чувство, иногда помимо его воли, хочется говорить стихами. Тут уж не до химической реакции. И вот получается следующее.
Ахмадулина Белла «Не уделяй мне много времени»
Не уделяй мне много времени,
Вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
Руки моей не задевай.Не проходи весной по лужицам,
По следу следа моего.
Я знаю – снова не получится
Из этой встречи ничего.Ты думаешь, что я из гордости
Хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости – из горести
Так прямо голову держу.
В. Высоцкий «Баллада о любви»
Юлия Друнина
Теперь не умирают от любви –
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви –
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но "неотложку", мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
"Теперь не умирают от любви..."
Ведущий 1. И все-таки каждый надеется, что он встретит в жизни большую и красивую любовь. И мы вам от души этого желаем!