Занятие элективного курса по математике в 10-м классе по теме "Аналитические методы решения уравнений с переменной под знаком модуля"

Разделы: Математика


Цели:

  • повторить методы решения уравнений с переменной под знаком модуля;
  • закрепить навыки и умения решения уравнений с переменной под знаком модуля;
  • дать возможность каждому ученику самореализоваться, раскрыть свои способности и возможности;

Тип урока: обобщение.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; лист контроля “Путь к успеху” для каждого учащегося.

Ход занятия

I. Оргмомент.

(Сообщение темы и цели занятия.

Открывается слайд)

Правила заполнения листа “Путь к успеху”.

В течение всего занятия, по каждому этапу ребята заполняют листы в следующем порядке.

1 этап.

Это задание выполняется сразу на листках.

В колонке “ответ” в таблицу записываются номера уравнений.

2 этап.

Запишите только задание и ответ в соответствующие колонки.

3 этап.

В колонке “задание” коротко запишите свое решение и соответственно ответ.

4 этап.

Записывается задание и ответ.

II. Актуализация знаний.

Водная беседа по вопросам.

- Дайте определение абсолютной величины.

- Назовите группы методов решения уравнений, которые мы с вами изучили?

Ответ:

1 - метод промежутков.

- Поясните в чем суть этого метода?

2 - метод равносильного перехода к совокупностям двух смешанных систем.

- Поясните.

Этот метод позволяет освободиться от абсолютной величины при непосредственном использовании ее определения.

Его реализацию наглядно демонстрирует следующее очевидное утверждение.

Уравнение вида

| f(x) | = q(x)

равносильно совокупности двух смешанных систем

- метод равносильного перехода к системе, состоящей из неравенства и совокупности двух уравнений.

- Поясните суть этого метода.

Уравнение вида

| f(x) | = q(x)

реализуется на основе того, что все корни уравнения содержатся среди корней уравнений f(x)=q(x) , f(x)= -q(x) и удовлетворяют условию q(x)>= 0.

Необходимые записи по ходу выполняются на доске.

III. Выполнение заданий.

1 этап

“Входной контроль”

- Распределите следующие уравнения по методам их решения в таблицу. (При выполнении этого задания на листах, уравнения записывать не надо, достаточно указать только номер)

(Открывается слайд “Таблица”)

Метод промежутков Метод равносильного перехода к совокупностям двух смешанных систем Метод равносильного перехода к системе, состоящей из неравенства и совокупности двух уравнений
     

(Открывается слайд с уравнениями)

(После проделанной работы, заслушать ответы нескольких учащихся с объяснением)

2 этап.

“Проверь себя”

Заранее учитель формирует группы по способностям. Первая группа - недостаточного уровня, вторая- среднего уровня и третья высокого уровня. (На следующий урок можно поменять разноуровневые группы)

1 ряд – решает уравнение на выбор из первой группы методов.

2 ряд - решает уравнение на выбор из второй группы методов.

3 ряд - решает уравнение на выбор из третьей группы методов.

3 этап

“Защита решения”

(2 ученика на доске, желательно из второй и третьей группы, воспроизводят решение на доске, т.е. защищают свое решение). В это время остальные учащиеся записывают коротко свое решение на листах контроля.

4 этап

“Умники и умницы”

Это задание выполнять в парах. Каждая пара выбирает себе дорожку.

Красная дорожка – решить одно уравнение.

Желтая дорожка – решить два уравнения.

Зеленая дорожка – решить три уравнения.

Каждая дорожка имеет свой уровень сложности, но задача учеников как можно быстрее справиться с выбранными заданиями, отметить в листах контроля выбранную дорожку и записать ответ.

(Открывается слайд на проекторе с заданием)

Учитель:

- Ребята, проверьте свои решения (открывается очередной слайд с ответами).

IV. Рефлексия.

-Какие группы методов для решения уравнений вы сегодня использовали?

-Можно ли при решении уравнений сложной структуры сочетать различные методы?

Например, проанализируем решения уравнения с красной дорожки (используется дважды метод №3 или № 3 и №2).

V. Домашнее задание.

Решить оставшиеся уравнения из таблицы, рассмотренные в начале урока.

Список литературы

  1. Мордовина Е.Е., Тарасова С.В. – Элективный курс “Решение уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля”: Учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 27 с.
  2. Симонов А.Я., Д.С. Бакаев, Эпельман А.Г. – Система тренировочных задач и упражнений по математике – М.: Просвещение, 1991 – 208 с.: ил.

Приложение 1

Приложение 2