Орфографическое проговаривание – основа грамотного письма и формирование личности ребенка

Разделы: Начальная школа


Каждый человек воспринимает речь через информационные каналы, один из которых является ведущим. Психологи подразделяют детей на визуалов (зрительный канал является ведущим), аудиалов (слуховой), кинестетов (двигательный). В современном мире – мире компьютеров, телевизоров, видео, у большинства людей ведущий канал – зрительный. Значительная часть грамотно пишущих детей – это те, у которых хорошо развита зрительная память. Читая книги, они запоминают образы слов, и в дальнейшем бессознательно опираются на эти образы, что совсем не влияет на качество письма. Дети, (аудиалы и кинестеты), только в том случае оказываются в разряде грамотно пишущих людей, если они очень долго произносят слова по слогам , орфографически, (то есть как оно написано в книгах). Но если заглянем в любой класс на урок, то услышим только орфоэпическую речь, и везде преобладающее орфоэпическое чтение. Орфоэпическая речь хороша в устных общениях, она помогает передать мысли и чувства, выразительность. Скорость и темп чтения – высокие. Зато сколько такая речь дает школьникам ошибок, когда после орфографического чтения . их заставляют писать грамотно. Для многих детей эта ноша становиться непосильной, они остаются с 1 класса безграмотными. Наше чтение далеко расходится с написанием. Например, слово мороз в литературном языке произноситься приблизительно так “марос”, поэтому дети часто допускают ошибки при письме. А почему бы не произнести первый слог с “о”, а в конце пусть четко прозвучит “з”. Такое проговаривание можно наблюдать в первом классе, обучают детей чтению и написанию слов. Но это лишь первые шаги в сентябре. А дальше заставляем детей учить правила, с помощью которых пытаемся исправлять безграмотное письмо. Да и сколько надо знать этих правил, чтобы в долю секунды не ошибиться в их применении. Ведь в диктантах есть предложения с 17 орфограммами. Если соединить орфографическое и орфоэпическое чтение: сначала произнести слово так, как мы пишем, а потом как мы его читаем. Звуковая графическая форма слова останется надолго в памяти ребенка. Орфографическим произношением нужно заниматься не с 6 лет, а с 2–3 лет, вначале родители, а потом воспитатели в детском саду, где ребенок мог бы достичь довольно высокого уровня речевого развития. Он повторял бы слова за взрослыми, подрожал бы им, выполнял бы две работы: усваивал звуковую орфографическую форму слова и совершенствовал артикуляционную базу. Такое проговаривание дает очень хорошие результаты при изучении слов с непроверяемыми гласными.

Фрагмент урока в 1 классе. Тема “Словарные слова”.

Упражнение № 56. (Программа “100) Работа строится по определенному алгоритму.

  1. Прочитай слово (огород).
  2. Повтори орфоэпически.
  3. Раскрой лексическое значение слова .
  4. Найди ошибкоопасное место.
  5. Произнеси орфографически слово 3 раза.
  6. Запиши слово в тетрадь.
  7. Выдели орфограммы.
  8. Проверь по учебнику.

Фрагмент урока в 3 классе. Тема “Главные и второстепенные члены предложения”.

Упражнение № 407. (Программа 3100).

План работы:

  1. Чтение текста (Жил-был маленький зайчик. Все называли его Русачок. Был у него знакомый Головастик. Зайчик жил на лесной опушке. А Головастик жил в пруду.)
  2. Беседа по содержанию.
  3. Списывание текста (работа идет отдельно по каждому предложению):

а) читаем первое предложение,
б) по памяти вслух воспроизводим предложение,
г) работаем с каждым словом , отмечая все действия карандашом в книге, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы, комментируем их написание в ошибкоопасных местах,
д) еще раз прочитываем предложение , читая его орфографически,
е) воспроизводим по памяти вслух орфоэпически это предложение,
ж) закрываем книгу, записываем в тетрадь (диктуя орфографически), ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.
з) сверяем предложение с написанием в учебнике. Аналогичные действия со следующим предложением

В результате такой работы начинают работать все три типа памяти: слуховая, зрительная, кинестетическая. Разумеется орфографическое проговаривание не панацея . но активно используя этот прием в детском саду, в школе можно развить орфографическое чутье и добиться грамотного письма.

Формирование личности ребенка и коррекция ее воспитания.

В настоящее время школа все больше обращает внимания на воспитание детей, основанное на принципах гуманно-личностной педагогики. Ребенок становиться субъектом своего развития. Учитель уважает личностное достоинство каждого ученика , его индивидуальные жизненные цели, запросы, интересы, создает благоприятные условия для саморазвития личности ребенка. Максимально реализует в работе с учащимися возрастные возможности и их резервы ( склонности, самосознание, самооценку, ориентации) с опорой на зону ближайшего развития ребенка. Создает благоприятный для развития детей психологический климат, который определяется, прежде всего, продуктивным общением, взаимодействием ребенка и учителя,, ребенка и сверстника. Но, к сожалению, в поведении и развитии детей школьного возраста часто встречаются агрессивность, вспыльчивость, пассивность гиперактивность, отставание в развитии и различные формы детской нервности: страхи, неврозы, невропатия. Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены , как правило ,двумя факторами: ошибками воспитания или минимальными поражениями нервной системы. Оба эти факторы действуют одновременно, поскольку, взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения. Очень важно ясно представить себе симптоматику нарушений психического развития детей, для того чтобы вместе с психологом и родителями не только правильно построить работу с ребенком, но определить не переходит ли то или иное осложнение в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Проблемы психологической готовности.

  1. Слабое речевое развитие.
  2. Неразвитость тонкой моторики.
  3. Слабое развитие произвольного внимания.
  4. Слабое владение операционными действиями.
  5. Отсутствие ориентировки на способ действия.
  6. Низкий уровень самоконтроля.
  7. Неправильное формирование способов учебной работы.

Коррекционная работа.

Вспыльчивые дети.

Ребенок считается вспыльчивым, если он склонен по любому поводу, начать истерику, расплакаться, рассердиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Дети легко отвлекаются, не способны к длительным сосредоточениям, возбудимы, эмоциональны. Все это причиняет самому ребенку массу неудобств и поэтому его поведение требует постоянного внимания. Взрослый здесь не должен уступать ребенку, только ради того, чтобы не вызвать нового припадка. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои мысли, чувства словами. Если ребенок уже вспылил, то успокоить его не удастся. Когда приступ пройдет, нужно будет утешить ребенка, особенно если он и сам напуган силой своих эмоций. Здесь можно применить универсальную технологию для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей. Танцевальная терапия поможет сформироваться и совершенствоваться с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением. Это и работа в парах ( один показывает, а другой как в зеркале, все повторяет за ведущим). Обязательна театрализация движений, техника перевоплощений .Большую помощь оказывает рисование вспыльчивости. На одном листе он рисует страх, а на другом – как он победил этот страх. Далее можно предложить сфантазировать вспыльчивость., закрыть глаза, определить вкус, цвет, запах. Сочинить рассказ, ввести в его сюжет юмор.

Гиперактивные дети.

Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и мощная двигательная расторможенность. Ребенок импульсивен и никто не может сказать, что он сделает в следующий момент, часто не знает этого он и сам. Действует не задумываясь о последствиях, хотя ничего плохого не хочет делать, очень огорчается из–за результатов своего поступка. Легко переносит все наказания, не держит зла, не помнит обиды, поминутно ссориться со сверстниками, но тут же мирится. Самая большая проблема – его отвлекаемость, любое дело не доводит до конца. Это самый шумный ребенок в детском возрасте. Он любопытен, не любознателен. В благоприятных условиях к 14– 17 годам его острота сглаживается. Поэтому с самых первых лет жизни двигательную активность надо направлять и организовывать, подчинять его действия целям и учить достигать их, игнорировать вызывающие поступки. Всегда проводить индивидуальные беседы, приучать усидчивости, избегать повторений слов “нет” и “нельзя”, поощрять все виды полезной деятельности, воспитать любовь к спорту.

Агрессивные дети.

Агрессия – одно из самых тягостных состояний школьника. Немецкий философ ПаульТиллих писал, что агрессия – реакция на угрозу небытия, определяется как, ощущение конкретной, определенной, направленной угрозы, чувство опасности. Очень многим школьникам свойственна агрессивность. Переживания, разочарования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, для ребенка оказываются весьма острыми и труднопереносимыми именно в силу незрелости его нервной системы. Выделяются две частые причины агрессии у детей: физическая и вербальная. Физическая причина может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, ломают и разбрасывают игрушки, швыряют их в детей и во взрослых. Вербальная причина выражается в оскорблении и ругательствах. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов, использует их, желая огорчить взрослых. Бранью они выражает эмоции при падении или получении удара. Могут даже словесно унижать, намеренно оскорблять, запугивать, высмеивать друг друга, чтобы повысить собственную самооценку. Поэтому нужно игнорировать агрессию, не отвечать грубостью на грубость. Постараться переключить внимание, перевести разговор на другую тему, или в форме запрета остановить агрессию, применить юмор, шутку, использовать положительные оценочные высказывания, создать словарь добрых слов.

Таким образом формирование личности ребенка и коррекция ее воспитания является решающим моментом в становлении младшего школьника, способствует развитию у детей самостоятельности, уверенности в себе.