Урок внеклассного чтения. "Героические былины". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • расширить представление о народном эпосе,
  • воспитывать интерес к литературе,
  • отражающей героическое прошлое нашей Родины,
  • обучать выразительному чтению и пересказу,
  • развивать навык анализа эпического произведения.

Оборудование: слайды с изображением репродукций картин В. М. Васнецова "Богатыри", М. Врубеля "Боатырь"

Ход урока

1. Вступительная беседа

На горах ли, горах ли да окатистых,
На крутых горах да желтых песках,
Да там стоял шатёр, нов да белополотнян.
Да как в том шатре новом белополотняном
Тут стояли могучие богатыри
Да берегли - стерегли стольно Киев-град

Богатыри - герои, захватывающие дух поединки, необыкновенный и чарующий язык - всё это незабываемый и родной эпос, мир русской былины. Наши предки, восточные славяне, селившиеся с незапамятных времён по степям, лесам Западной Европы, вели жизнь , полную лишений и опасностей. Им приходилось бороться не только с суровой природой, но и с воинственными соседями: половцами, печенегами. Кочевники безжалостно разоряли селения, забирали в полон женщин и детей, жгли храмы. Страшные потрясения, трудные испытания не могли не взволновать поэтическую душу народа, самые талантливые его представители не остались в стороне от важнейших исторических событий. Они создали героические песни - былины.

2. Реализация домашнего задания по группам

Представление былины "Илья Муромец и Идолище" по заранее предложенному плану:

А) Своеобразие зачина былины (представление героев былины, времени и места действия, завязка действия).

Б) Как изображён в былине Идолище, враг князя Владимира?

"Царище неверный ", "идолище поганое ", "корова обжорливая", враг коварный и беспощадный.

"Я ведь выжгу Киев-град, церкви божии, займу палаты белокаменны, пущу в палаты только Апраксеюшку, а Владимир-то князя я на кухню пошлю"

В) Каков богатырь Илья Муромец?

(Слайд с изображением репродукции картины М. Врубеля "Богатырь")

Удалой добрый молодец, могучий, умный и предусмотрительный, незлопамятный, забывает личную обиду ради общего дела: "Не тужи ты теперь, да красно солнышко! Я теперь тебя из неволюшки повыручу". "Он рубил - то силу татарскую, рубил силу татарскую, басурманскую: он избил, изрубил всю силу великую!" Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине человека. Служение народу русскому, отстаивание его чести, защита справедливости - вот смысл его деяний.

Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алёша Попович, Сухман, Дунай-сват и другие. С большой любовью рассказывают былины о славном богатыре Добрыне Никитиче.

Представление былины "Добрыня и Змей" по плану

А) Что мы узнаём о Добрыне Никитиче в зачине? Какие средства художественной выразительности используются при описании богатыря?

Спородила Добрыню родна матушка,
Возрастила до полного возраста;
Стал молоденький Добрынюшка Никитич
На добром коне во чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать!

Постоянные эпитеты "родна матушка", "добра коня", "чисто поле" помогают создать особый былинный поэтический мир. Язык былин с их помощью достигает необыкновенной точности, глубины. Даже суффиксы играют большую роль в выражении отношения к персонажам. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждаются любимые герои: Добрынюшка, матушка, Забавушка, Алёшенька. Уничижительными - их противники: Змеище, Идолище. Молод Добрыня, это его первый подвиг, но он истинный богатырь. Об этом свидетельствует его бой со Змеем.

Б) Выразительное чтение эпизода первого боя Добрыни со Змеем. ( Необходимо учитывать особенности былинного тонического стиха: первое ударение падает на третий слог с начала строки, а второе ударение на третий слог с конца строки).

- Почему Добрыня пошёл на соглашение со Змеем?

Доверчив Добрыня, не учитывает коварства врага, способен на великодушный поступок.

- Как рисуется сила и удаль богатыря?

С одного удара повержен враг, "на сыру- то землю пал - во ковыль траву! Добрыня - "смелый и сноровистый" воин.

В) В чём смысл подвига Добрыни?

"И убил Добрынюшка Змеища-то Горынища!
А и брал он Забавушку Путятичну за ручушки за белые,
Да повёл её из нор змеиных;
Говорил Добрыня таковы слова:
"Ай вы полоны, да все русские!
Выходите-ка из нор вы из змеиных,
И ступайте-ка да по своим домам!"

Богатырь любит свою землю, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от унижения, жизни в неволе.

Представление былины "Алёша Попович и Тугарин"

Часто богатырь стоит перед выбором (по какому идти пути) и останавливается на труднейшем, выбирает дорогу, на которой ждут его враги, дорогу подвига. Судьба богатыря - идти по предуказанному пути, спасая людей и устанавливая мир.

А) Как представлен Алёша Попович в Зачине былины?

Говорит тут удалый добрый молодец:
"Меня зовут Алёшей да Поповичем,
Сын я попа Леонтия Ростовского

Алёша Попович - младший из славной когорты русских богатырей. Его отличительные черты - ловкость и хитрость.

Б) Кто его враг?

"Чудо поганое", "Тугарин Змеевич", "вышина у собаки трёх сажень, ширина у собаки ведь двух охватов", "промеж глаз его да калена стрела". Он бросает вызов Алёше Поповичу на бой: "Ты будь-ка, Алёша, со мной на поле!" Богатырь смело принимает решение биться с врагом.

В) Выразительное чтение эпизода боя Алёши Поповича с Тугарином

- Какую роль в этом эпизоде играют повторы?

Задают напряжённый ритм повествованию, подчёркивают стремительность происходящего события. Кажется, что бой только начался, а Алёша Попович уже поверг врага: "Он махнул шалыгой подорожною по Тугариновой по буйной голове - покатилась голова с плеч, как пуговица, свалилось трупьё да на сыру землю!"

3. Обобщение и вывод по прочитанным былинам

(Слайд с изображением репродукции картины В. В. Васнецова "Богатыри")

Через века пронесла народная память великие подвиги наших предков. Былины о богатырях возбуждали в народе надежды и героический дух, веру в возможность одолеть любого врага, готовность к борьбе за свою землю.

Что спасибо вам, удалы добры молодцы.
Послужили вы верой правдою,
Верой - правдою за Отечество!

4. Домашнее задание: подготовить пересказ наиболее понравившихся эпизодов из былин, проиллюстрировать их.

Дополнительный материал (краткая справка о художнике В. В. Васнецове, написавшем картину "Богатыри".)

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. "Я жил среди мужиков и баб, слушал их песни и сказки: Отец привил нам любовь к русской старине, народу". В глуши вятских лесов зародилась страстная привязанность будущего художника к русской сказке и эпосу. Рисовать начал рано, под руководством гимназического учителя рисования Н. А. Чернышёва. В 1868 году был принят в Академию художеств. Несмотря на нужду, с увлечением занимался любимым делом: рисовал с натуры, создал первые жанровые картины. В семидесятые годы принимает решение "начать новый жанр". Эпос, народная поэтика всё более привлекают к себе, одна за другой появляются картины, прославившие имя художника на весь мир. Среди них особенное место занимает картина "Богатыри".