Урок русского языка во 2-м классе "Признаки однокоренных (родственных) слов"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Дидактические: Создать условия для усвоения учащимися основных понятий темы: корень слова, однокоренные слова; для закрепления умений учащихся определять однокоренные слова по их признакам.
  • Воспитательные: Создать условия для доброжелательного отношения друг к другу; для развития интереса к предмету.
  • Задачи развития: Создать условия для развития внимания, памяти, мышления.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, рисунки человечков, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: Создать условия для подготовки учащихся к работе, для установления доброжелательной атмосферы на уроке.

- Садитесь, дети. Сейчас у нас урок русского языка.

- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Посмотрите на меня и улыбнитесь мне.

2. Этап проверки знаний и умений учащихся.

Цель: Создать условия для уточнения и повторения ранее усвоенных знаний. (А именно для нахождения ранее изученных орфограмм).

Грибная пора наступила в лесу.
Грибы я в корзинке из леса несу.
Вот боровик, вот другие грибочки,
Мы жарим, и варим, и солим их в бочке.

- Прочитайте стихотворение на доске. (Один ученик читает вслух).

- Найдите родственные слова и выпишите их. (Слайд№1)

- Докажите, что эти слова являются родственными.

- Сегодня мы продолжаем знакомство с родственными словами.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Цель: Создать условия для того, чтобы организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

- Прочитайте тему нашего урока. (Слайд №2)

"Признаки однокоренных (родственных) слов".

- Что мы знаем из этой темы? (Слайд №2).

ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ

  1. Что такое родственные слова.
  2. Что такое признаки?
  3. Что такое однокоренные слова?
  4. Сколько признаков?
  5. Какие бывают признаки однокоренных слов?
  6. Зачем нужно знать признаки однокоренных слов?

Итак, мы продолжаем сегодня на уроке изучать родственные слова, и узнаем о них новое, ответив на ваши вопросы.

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель: Создать условия для восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний учащимися.

1) Выход на проблему.

Работа в парах.

Каждая пара получает карточку с заданием:

В_ да -

Тр_ ва -

Хв_ стун -

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Проверка. Выслушиваются ответы каждой пары. Появляется запись Слайд №3)

Вода - водный

Трава - травушка

- Можно ли первую пару слов назвать родственными? Докажите.

- Спишите эту пару слов и выделите общую часть.

- Можно ли вторую пару слов тоже назвать родственными? Докажите.

- Спишите вторую пару слов и выделите общую часть.

- Давайте поработаем с третьим словом. Скажите, кто такой хвастун? (Это тот, кто хвастается).

- Так какие два слова будут иметь общее значение? (Хвастун и хвастать). Какое слово оставляем для проверки. (Хвастать).

- Значит вставим букву "а".

- Выделите в этих словах общую часть.

- Как назовём эти два слова? (Эти слова родственные).

2) Работа по таблице. (Слайд №4)

- Дети, какое у нас сейчас время года?

- Как вы догадались? (Тает снег, бегут ручьи, стало теплее и др.)

- Как всё это можно назвать одним словом? (Признаки).

- По признакам мы узнаём нужные нам предметы "в лицо".

Родственные слова мы тоже узнаём по признакам. (На слайде открывается слово "признаки").

- По каким?

- А зачем нужно знать признаки родственных слов?

(Чтобы правильно подбирать проверочное слово).

Физ. минутка.

3) Работа с правилом.

- А сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный. Прочитайте правило на странице 155 и скажите, как иначе можно назвать родственные слова?

(Дети читают правило и выясняют, что родственные слова называются однокоренными).

Слайд №5 (Слово "однокоренные" рядом со словом "родственные").

- И признаки сохраняются тоже.

- Кто был внимательным, тот скажет мне, как называется общая часть родственных слов? (Корнем).

(В таблице появляется слово "корень").

- Давайте посмотрим, как пишется корень в однокоренных словах. (Одинаково).

- Итак, по каким признакам мы узнаем однокоренные слова?

- Как иначе можно назвать родственные слова?

5. Этап проверки понимания нового материала.

Цель: Создать условия для применения новых знаний на практике.

Работа по учебнику. Упр. 299 стр.159.

- Прочитайте задание. (Устно разобрать).

- Спишите однокоренные слова, выделите общую часть.

Итог: Если один из признаков не выполняется, то такие слова родственными назвать нельзя.

6. Этап закрепления нового материала.

Цель: Создать условия для закрепления учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы.

Диктовка: Мальчики рыбачили на озере. Они наловили много рыбы. Настоящие рыбаки!

- Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

- Докажите, что это однокоренные слова.

7. Выдача домашнего задания.

Цель: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить, если что не понятно.

- Кто выполнит задание сам?

8. Этап подведения итогов.

Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся.

- Давайте обратимся к нашим вопросам. (Слайд №2) Скажите, что нового вы узнали? Чему вы себя учили? ( Находить однокоренные слова по признакам).

9. Рефлексия.

- Если вы себя сегодня на уроке чувствовали уютно, вам было интересно и вы во всём разобрались, то покажите мне весёлого человечка.

- Если у вас что-то не получалось, вам было трудно разобраться с новым материалом, то покажите мне задумчивого человечка.

(Слайд № 6)

Приложение.