Тема урока "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. знакомить с приемами распознавания рода имен существительных.
  2. способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Что такое имя существительное?

– Что могут обозначать имена существительные?

– Какие существительные называют одушевленными или неодушевленными?

– Как могут изменятся имена существительные?

II. Сообщение темы и цели урока.

Вы сегодня узнаете, на какие еще группы и по какому признаку делятся имена существительные.

III. Наблюдение.

1. Прочитайте имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?

Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка.

Мужчина Женщина

Вывод: В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.

– В какой столбик ты записал слова мужского рода, а в какой женского?

– Как ты это определил? Какими словами подсказками можно воспользоваться?

Мужской род Женский род
он, мой она, моя

2. Прочитайте слова. Выпиши в 1-й столбик существительные мужского рода, а во второй – женского рода.

Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение .

–Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?

– Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?

Проблемный вопрос.

– Можно ли к этим словам подставить слова - помощникиженского рода: она, моя? Муж. рода – он, мой?

– Запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднегорода.

Сказка, как у существительных род появился.

Имена существительные бывают:

  • мужского рода
  • женского рода
  • среднего рода
мужской род женский род средний род
он, мой она, моя оно, мое
, - а, -я - а, - я, - о, - е, - я
отец страна  
дядя Миша земля, дочь  

Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!

Проблемный вопрос:

– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?

– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.

Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)

Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные.)

Медведь – медведица
Волк – волчица
Заяц – зайчиха
Голубь – голубка

По родам существительные не изменяются.

Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.

IV. Первичное закрепление.

1. Работа в группе

Прочитай те строки из стихотворения Фета.

Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.

Напишите род каждого существительного.

– Какое слово вызвало у вас затруднение в определении рода? (Птицы.)

– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:

Имена – имя, фамилии – фамилия

2. Определи род имен существительных.

Бананы, яблоки, груши, арбузы, огурцы.

V. Сказка «Друзья спешат на помощь»

1. Сказка.

2. Работа в парах.

Поставь прилагательное в нужную форму и запиши. Определи род.

… прыжок.
… небо.
… природа.
… музыка.
… цветок.

3. Определение рода имени существительного.

От чего зависит выбор формы имени прилагательного?

Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное.

Холодный ветер (м.р.)
Веселая добрая улыбка (ж.р.)
Ласковое солнце (ср.р.)

Как определить род имени существительного.

1. Замени существительное одним из слов –

Он, мой мальчик
Она, моя девочка
Оно, мое небо

2. Подбери подходящее по смыслу имя прилагательное

Смелый мальчик (м.р.)
Умная девочка ( ж.р.)
Голубое небо (ср.р.)

VI. Игровой момент.

Впиши подходящее по смыслу имена существительные, определи род.

Душистая …
Субботний …
Красное …
Верный …
Железная …
Топленное …
Хмурое …
Добрая …
Смелый …

VII. Проблемная задача.

1. Определи род выделенных имен существительных.

Я видел в зоопарке кенгуру.
На завтрак я люблю пить кофе или какао.
Не хочу шампунь, лучше вымою голову детским мылом!

– Почему из предложений, которые составил ученик, неясно, какого рода имена существительные: кенгуру, кофе, какао, шампунь?

– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти слова? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, новый шампунь.)

2. Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.

В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.

Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.

Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе – мужского рода.

3. Кто быстрее. «Цепочка»

– Поставь слова в нужную форму и запиши сочетания слов. Определи род неизменяемых имен существительных.

Образец: быстрое такси (ср. р.)

Розов… фламинго (…)
Широк… шоссе (…)
Грустн… шимпанзе (…)
Вкусн… эскимо (…)
Горяч… какао (…)
Нов… пианино (…)
Интересн… кино (…)

VIII. Итог урока.

Что узнали о роде имен существительных?

– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?

– Род каких имен существительных нужно запомнить? Почему?

Рефлексия.

– Кто из вас все еще испытывает затруднение при определении рода и числа имен существительных?

Презентация – Приложение 1.