Урок-путешествие по математике на тему "Сложение и вычитание в пределах 100" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи:

  • Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания в пределах 100
  • Формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их.
  • Повторить умение решать уравнения
  • Повторить порядок действий
  • Развивать внимание, логическое мышление, развивать математическую речь, память.
  • Воспитание дружбы, взаимопомощи, активности, заинтересованности и любознательности.

Оборудование:

  • Фотографии разных видов самолётов
  • Карточки с заданиями
  • Карточка с ребусом (приложение)
  • Карточка - помогайка
  • Самолёт – раскраска (приложение)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Целевая установка

(Стихотворение читает ученик)

Урок «Закрепление»
Дает нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.

III. Устный счет

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок необычный. Я предлагаю вам отправиться в воздушное путешествие на самолете. Занимайте свои места. Подготовьтесь к полету.

В небе возможны любые неожиданные ситуации, нужно быстро принимать решения, поэтому проверим быстроту вашей реакции.

Учитель задает вопросы:

  • Как называются компоненты и результаты сложения?
  • Как найти неизвестное слагаемое?
  • Какое свойство сложения вы знаете?
  • Может ли сумма равняться одному из слагаемых?
  • Что значит прибавить 1?

Учитель выставляет карточку

34+9

Прочитайте математическое выражение.

Дети: 1 слагаемое 34, второе слагаемое 9, сумма 43.

Сумма чисел 34 и 9 увеличить на 9.

34 плюс 9

34 да 9

Учитель: Положите перед собой карточку. Читаем задание. Работаем устно. Объясняем решение.

Вычислите, переставляя, где удобно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой.

43+6+7

 

 

70+1+9+20

52+4+6

 

 

2+50+8+30

Учитель: Ребята, самолет взлететь не может. Что-то случилось с приборами. Давайте проверим и исправим ошибки.

Работа с карточками на доске

34+5=39

23+5=28

56+40=86

64+30=84

74+6=80

51+9=60

25+8=32

18+8=27

90-7=73

60-8=42

48-30=2

89-40=31

64-9=55

33-6=27

Дети исправляют ошибки.

IV. Физкультминутка (проводит ученик)

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.

V. Решение уравнений

Учитель: Пока наш самолет набирает скорость, откройте свои бортовые журналы (тетради) и запишите число.

Давайте вспомним, что такое уравнение?

Дети: Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число.

Учитель: Что значит решить уравнение?

Дети: Решить уравнение – это значит найти неизвестное число, при котором равенство будет верным.

Учитель: Запишите уравнение

Х + 13 = 50

Что неизвестно? Как найти неизвестное слагаемое?

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Учитель: Составьте уравнение, используя математические знаки =, Х, 22, - , 8

Решите его самостоятельно.

VI. Анализ и решение задач

Учитель: Наш самолет мчится с огромной скоростью. У нас проблема. Чтобы узнать какая – отгадайте ребус.

Вывешивается карточка с ребусом.

Рисунок 1

Правильно – гроза. Какое примем решение?

Дети: Облететь грозовую тучу.

Учитель: Чтобы облететь грозовую тучу, мы должны решить задачи.

Ребята, знаете ли вы, что пассажиров самолета угощают лимонадом и конфетами. Задачу про конфеты мы и решим.

Дети: В коробке 20 конфет. Сколько конфет надо взять из коробки, чтобы там осталось меньше 5 конфет?

А теперь загадки.

  1. Из Москвы в Санкт-Петербург самолет летит 1 час 20 минут, а обратно 80 минут. Чем объяснить такую разницу?
  2. Когда мы едем в поезде, там есть стоп-кран. Для чего он нужен? Какого цвета стоп-кран у самолета?

Ответы детей. Если нет верного ответа, учитель поясняет, что у самолета нет стоп-крана.

Ученик: Ребята, какой сказочный летательный аппарат вы знаете?

Дети: Ковер-самолет

Ученик: Решаем задачу про ковер – самолет. (Задачу читает ученик по карточке)

Один рейсовый ковер – самолет вмещает 30 пассажиров, а другой – на 6 пассажиров меньше. Поставьте вопрос к задаче, чтобы она решалась одним действием.

Ученик: составляет краткую запись задачи на доске и комментирует решение задачи.

1с. - 30п.

2с. - ?, на 6 п. <

30-6=24 (п.)

Измените, вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

30+ (30 - 6)= 54

Учитель: Хорошо! Скажите 54 – однозначное или двузначное число.

Дети: Двузначное, потому что при записи используем две цифры.

Проводится игра. Называется однозначное число, дети прыгают на 1 ноге, двузначное – на 2 ногах.

Физкультминутка

Учитель: Покажите

  • Как летишь?
  • Как идешь?
  • Как стоишь?
  • Как сидишь?

VI. Проверка вычислительных навыков

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Осталось благополучно приземлиться. А для этого придется выполнить ряд расчетов.

На доске записаны выражения.


70-6+20-9

 

 

43-7+40-5

60-32+(13-8)

 

 

72+8-(6+8)

На доску закрепляется карточка – помогайка.

Учитель: Давайте составим программу действий.

Дети:

А) 1) (-) 2) (+) 3) (-)

 

 

А) 1) (-) 2) (+) 3) (-)

Б) 1) (-) 2) (-) 3) (+)

 

 

Б) 1) (+) 2) (+) 3) (-)

Учитель: Найдите значение выражений по вариантам. 1 столбик – 1 вариант, 2 столбик – 2 вариант.

Дети выполняют задание.

Учитель: Сделайте взаимопроверку. Тем, у кого не было ошибок, поставьте +. Молодцы!

VII Итог урока

Учитель: Чем занимались на уроке?

Дети: Мы путешествовали на самолете, выполняя задание, решали примеры и задачи.

Учитель: Да, вы, действительно, молодцы! В подарок вам самолет – раскраска.

А вот подарок мой крылатый!
Тебе дарю я самолет.
Пока модель, но с этой даты
Ты свой оттачивай полет.

Почувствуй легких крыльев силу,
Как мать с отцом – опоры две –
Они тебе помогут, милый,
Быстрее устремиться вверх.

Пускай удача, как пропеллер,
Жужжит послушно пред тобой!
Широты все и параллели
Тебя узнают, наш герой!

VIII. Домашнее задание: с. 6 № 5, №8.

Вычислите, переставляя, где удобно, слагаемые или заменяя соседние слагаемые их суммой.

43+6+7

 

 

70+1+9+20

52+4+6

 

 

2+50+8+30

Задача

Один рейсовый ковер – самолет вмещает 30 пассажиров, а другой – на 6 пассажиров меньше. Поставьте вопрос к задаче, чтобы она решалась одним действием.

А вот подарок мой крылатый!
Тебе дарю я самолет.
Пока модель, но с этой даты
Ты свой оттачивай полет.

Пускай удача, как пропеллер,
Жужжит послушно пред тобой!
Широты все и параллели
Тебя узнают, наш герой!