Урок русского языка по теме "Обособление определения и приложения"

Разделы: Русский язык


Тема "Обособленные второстепенные члены предложения" является одной из самых трудных в курсе "Синтаксис". Представленный урок "Обособленные определения и приложения" является последним в системе уроков по названной теме и направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся.

Цель педагогической деятельности на уроке:

  • создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным понятием;
  • создать условия для формирования умения выделить это понятие среди других;
  • создать условия для развития умения распознавать изобразительно-выразительные средства языка (обособленные члены предложения);
  • интегрировать материал русского языка и литературы, создать условия для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации.

Планируемые результаты изучения материала:

  • учащиеся находят в тексте изученные понятия: обособленные определения и обособленные приложения, применяя алгоритм учебных действий;
  • учащиеся умеют выделить это понятие среди других;
  • учащиеся умеют распознавать изобразительно-выразительные средства.

Формы организации учебной деятельности:

  • форма урока: лабораторное занятие;
  • приёмы деятельности учителя: опрос, беседа, организация исследования, организация работы в группах, организация разноуровневой самостоятельной работы;
  • деятельность учащихся: схематизация изученного правила, выделение изученного понятия по алгоритму, работа в группах, лингвистическое исследование, самостоятельная работа.

Используемые источники:

  • Фрагменты произведений А.С. Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Объявление темы урока.
  2. Постановка цели урока.

2. Актуализация опорных знаний.

2.1.На доске записаны предложения с пропущенными знаками препинания. Необходимо расставить недостающие знаки препинания в каждом предложении и рядом с предложением составить схему, объясняющую постановку запятых в предложении.

  • Уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости. ( А.С. Пушкин)
  • Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С. Пушкин)
  • Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов.)
  • Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А. С. Пушкин)
  • Прирождённый моряк Пётр любил море и пароходы какой-то особенной любовью.

2.2.Используя составленные схемы, расскажите правила постановки запятых при обособлении определений и приложений

3. Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения. Организация лингвистического исследования.

Работа в группах.

3.1. Слово учителя. Перед нами письмо. Оно продиктовано единственному в Кистенёвке грамотею нянькой Дубровского, Ориной. Давайте разделимся на группы и поработаем, изучая письмо.

Задание для первой группы. Прочитать письмо, найти все случаи обособления определений и приложений.

Алгоритм работы в группе:

1) распределение позиций;

2) распределение задания для каждой позиции;

3) выполнение задания;

4) рефлексия в группе;

5) защита задания перед классом.

"Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен:Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать под начало Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы - дескать ихние, а мы искони ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырёва:" .

Задание для второй группы. Прочитайте письмо, объясните случаи постановки знаков препинания (кроме обособления определений и приложений).

Алгоритм работы в группе:

1) распределение позиций;

2) распределение задания для каждой позиции;

3) выполнение задания;

4) рефлексия в группе;

5) защита задания перед классом.

Задание для третьей группы. Прочитайте письмо, выделите основные стилистические черты текста, укажите языковые средства, с помощью которых раскрываются стилистические черты.

Алгоритм работы в группе:

1) распределение позиций;

2) распределение задания для каждой позиции;

3) выполнение задания;

4) рефлексия в группе;

5) защита задания перед классом.

3.2.Дифференцированная самостоятельная работа.

Вариант первый. Уровень - нормативный. Используя представленные учителем фрагменты произведений А. С. Пушкина "Дубровский", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка", заполните таблицу:

№ п/п Основные случаи обособления Примеры
1. Определяемое слово выражено личным местоимением. Обособляются любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению.  
2. Определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова  
3. Определение выражено причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение  
4. Два или более нераспространенных определения стоят после определяемого слова  
5. Одиночные и распространённые приложения, стоящие после определяемого слова, которое выражено именем собственным.  
6. Распространённое определение, выраженное прилагательным с зависимым словом.  

 Задание первого варианта оценивается на "три".

Задание для второго варианта. Уровень - компетентный. Используя представленные учителем фрагменты произведений А. С. Пушкина "Дубровский", "Станционный смотритель", "Барышня - крестьянка", заполните таблицу:

№ п/п Основные случаи обособления Примеры
1. Определения, приложения, личное местоимение.  
2. Причастный оборот, определяемое слово.  
3. Причастный оборот, добавочное обстоятельственное значение, определяемое слово.  
4. Нераспространённые определения, определяемое слово.  
5. Одиночные и распространённые приложения, имена собственные.  
6. Определение, прилагательные, зависимые слова, определяемое слово.  

 Задание третьего варианта. Уровень - творческий. Используя представленные учителем фрагменты произведений произведения А. С. Пушкина "Дубровский", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка", запишите в таблицу примеры, предварительно заполнив правило "Основные случаи обособления определений и приложений".

№ п/п Основные случаи обособления Примеры
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

 4. Подведение итогов урока.

  • Устно сформулировать ответы на вопросы:
  • Каково назначение обособленных определений и приложений в письменной речи?
  • В каком стиле речи чаще употребляются предложения с обособленными оборотами?

5. Дифференцированное домашнее задание.

1.Составить миниатюру в форме письма о бережном отношении к русскому языку. В составленный текст включить обособленные обороты.

2. Письменно сделайте вывод о значении и функциях обособленных определений и приложений.