Открытый урок по русскому языку в 7-м классе (развитие речи) по картине И.Н. Крамского "Неизвестная"

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Цели:

  1. научиться описывать внешность человека, используя образные средства языка;
  2. познакомиться с художественным описанием внешности - портретом;
  3. научиться проникать во внутренний мир человека через описание внешности;
  4. собрать рабочие материалы к сочинению;
  5. познакомить учащихся с одним из шедевров русской живописи;
  6. развивать чувство прекрасного;
  7. учить учащихся логично выстраивать текст сочинения (работа с планом), используя цитаты, поэтический текст.

Наглядность:

1) плакат с эпиграфом к уроку

Кто б ни был ты, - но, встретясь с ней,
душою чистой иль греховной,
ты вдруг почувствуешь живей,
что есть мир лучший, мир духовный.
Ф. Тютчев.

2) репродукция картины И. К. Крамского "Неизвестная";

3) альбом с репродукциями картин Крамского;

4) выставка картин художника;

5) материалы по биографии художника.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение целей, задач урока.

Вступительное слово учителя.

Портрет в литературном произведении - это описание внешности человека. В искусстве (литературе, живописи) через внешность передаётся внутренний мир человека.

На доске - цитата: " Человек есть тайна. Её надо разгадать" Ф. М. Достоевский.

Учитель: сегодня мы будем учиться проникать во внутренний мир человека через описание внешности, а также поговорим о красоте человеческих лиц.

Ученик: Звучит чтение наизусть. Н. Заболоцкий "О красоте человеческих лиц".

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг,
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно,
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих как солнце сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Подготовленный ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка" наизусть.

        Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её, обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Учитель: В искусстве красивое лицо должно принадлежать положительному герою, но в жизни бывает иначе.

Вопрос: Что поэт хотел нам сказать этим стихотворением?

Ответ: Истинная красота в отсутствии " умысла худого", непосредственности, ни зависти, в умении радоваться за других.

Учитель: Автор заставляет нас задуматься о том, что горение души и есть красота.

":А если это так, то что есть красота.
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?"

Сегодня мы будем описывать один из шедевров мирового искусства, живописи - картину Ивана Николаевича Крамского "Неизвестная".

Слово о художнике.

Иван Николаевич Крамской (1837- 1887)- выдающийся русский художник, живописец и график, разносторонне одарённая личность. Организатор Петербургской артели художников, он возглавил борьбу демократического искусства за утверждение в нём идеалов добра и жизненной правды.

Работа над эпиграфом - строчками из стихотворения Ф. Тютчева.

Вопрос: Отражают ли эти строки ваше впечатление от картины?

6. Описание картины.

Вопрос: Нравится ли вам картина?

Что изображено на переднем плане картины?

Учитель: (после высказываний детей) На картине И. Н. Крамского "Неизвестная" изображена молодая, красивая, богатая, модно, изящно, элегантно одетая женщина. Дама едет в роскошной коляске, обитой светло- зелёным бархатом. Смотрит свысока.

Художник возносит свою героиню, её красоту, обаяние.

Вопрос: Подберите синоним для названия картины.

Ответ: "Неизвестная", а значит, незнакомая, окружённая тайной - "Незнакомка".

Учитель: Дама возникла как будто бы случайно; проезжая, уронила свой взгляд на художника. (" Фауст" Гёте ":Остановись, мгновенье! Ты - прекрасно!").

Художник запечатлел это мгновение. Крамской использовал для воплощения приём контраста - светлый и темный тона, голубовато- белый, тёмно - зелёный, чёрный.

(Одновременно с беседой составляется план, ведутся записи в тетради-черновике, проводится лексическая и орфографическая работа.)

Осанка - величественная, полная достоинства и благородства; гордая голова, слегка наклоненная в сторону. Весь вид неизвестной говорит как бы: "Вот я какая!". Здесь и осознание собственной красоты, значимости, гордости. Возможно, эта женщина принадлежит к аристократической знати этого большого города.

Лицо - спокойное: ни улыбки, ни печали. У неизвестной нежное, прекрасное смуглое лицо, слегка виден румянец на щеках, но выражение лица гордое и даже надменное. Серьёзно. Выражает достоинство, благородство, даже где-то любование собой.

Глаза - : говорят, что "глаза - зеркало души человека", а на этой картине мы не видим глаз. Обратите внимание! - опять же! - созвучие с названием картины,- художник нам нарочно не приоткрыл завесу, поэтому глаза слегка приоткрыты, чтобы зритель не мог разгадать тайну неизвестной.

Глаза удлинённого разреза, тёмные, смотрят гордо, слегка надменно, сверху вниз, смело. Веки опущены, длинные тёмные ресницы обрамляют их.

Брови - тонкие чёрные брови, изогнутые дугой, красивой формы, высокие, подчёркивают выразительность глаз.

Нос - прямой; высокие, словно вырезанные ноздри, крылья носа тонкие.

Губы - красивый небольшой рот, яркие губы, изящно очерченные, нижняя губа полная.

Подбородок - мягкая округлая линия подбородка.

Волосы - чёрные вьющиеся волосы, уложенные локонами в причёску, слегка видны сзади из-под головного убора.

Руки - спрятаны в муфту; видны золотые браслеты тонкой работы на левой руке; изящный изгиб руки, свободно лежащей на коленях.

Одежда - незнакомка одета богато, модно, элегантно, со вкусом. В одежде преобладают тёмные тона, что говорит о её классическом вкусе. На ней - бархатное тёмно - зелёное пальто, отороченное пушистым мехом и атласными лентами тёмно - синего цвета.

На голове маленькая шапочка, отделанная золотистым кружевом, страусиным пером, приколотым красивой брошью в форме веточки из жемчуга.

" Неизвестно кто была эта дама, но в ней сидит целая эпоха", - писал один из критиков".

Фон - неизвестная изображена на фоне вечерних сумерек большого города, розовато - палевый пейзаж, пастельные (приглушённые) тона.

План к сочинению.

I. Вступление.

II. Слово о художнике И. Н. Крамском.

III. Описание картины:

дама; осанка; лицо; глаза; брови; нос; губы; подбородок; волосы; руки; одежда; общий фон:

а) карета;

б) здания;

в) время года, суток.

IV. Колорит картины.

V. Вывод.

VI. Моё отношение к картине.

Вывод: "Неизвестная" и сейчас волнует зрителей загадочной красотой, женственностью, изяществом своего облика.

Быть может, поэты воспевали таких женщин, покоряющих своей таинственной красотой, в своих стихах, посвящая им поэмы, романсы?

На фоне лёгкой музыки звучат стихи в исполнении подготовленных учащихся.

            А. Блок " Незнакомка"
": И каждый вечер в час назначенный
( иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами, она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка
И шляпа с траурными перьями
И в кольцах узкая рука:"

            Ф. Тютчев
" Ещё томлюсь тоской желаний,
Ещё стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой:
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда".

Подведение итогов урока.

Материал для сообщений, рефератов по биографии художника И. Н. Крамского.

Родившийся в провинции, в семье писаря, Иван Николаевич Крамской пробивался к искусству с редким упорством. Пятнадцати лет он поступил учеником к иконописцу, год спустя - ретушёром к фотографу.

В 1857 году, оказавшись в Петербурге, рискнул без подготовки держать экзамены в Академию художеств, и был принят. Рано повзрослевший, мыслящий и начитанный, он быстро приобрёл авторитет среди товарищей и, естественно, стал одним из вожаков

"бунта четырнадцати" в 1863 году, когда группа выпускников отказалась писать дипломные картины на заданный мифологический сюжет. После ухода бунтарей из Академии художеств именно Крамской возглавил созданную по его инициативе Артель художников - своеобразную коммуну. В эти годы он много занимался портретами, главным образом заказными, для заработка, исполняя их в технике

"мокрого соуса", позволявшей имитировать фотографию. Среди его работ выделяются портрет Максимова (1866) и автопортрет (1867).

Однако с течением времени Артель стала мало - помалу отходить в своей деятельности от заявленных при её зарождении высоких нравственных принципов, и Крамской покинул её, увлечённый новой идеей - созданием Товарищества передвижных художественных

выставок. Он принял участие в разработке устава Товарищества, защищавшим и обосновывавшим основные позиции. От других предводителей Товарищества его выгодно отличала самостоятельность мировоззрения, редкая широта взглядов, чуткость ко всему новому в художественном процессе и нетерпимость ко всякому догматизму.

Наследие Крамского очень не равноценно. Замыслы его картин были значительны и оригинальны, однако их осуществление сплошь и рядом наталкивалось на ограниченность его возможностей как художника, которую он сам хорошо сознавал и пытался преодолеть настойчивым трудом, но не всегда успешно. В картине " Христос в пустыне" (1872), над которой он напряжённо работал несколько лет, ему удалось убедительно высказаться об очень важной для русской интеллигенции проблеме нравственного выбора, которая встаёт перед каждым, понимающим свою ответственность за судьбы мира, и эта довольно скромная по живописи картина достойно вошла в историю отечественного искусства. В небольшой композиции " Осмотр старого барского дома" (1873)Крамской нашёл необычное по лаконизму решение, успешно преодолев стереотипы, распространенные в жанровой живописи того времени. Незаурядным произведением оказалась его " Неизвестная" (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства - загадочностью обстоятельств работы над нею). Но не стала серьёзным явлением картина " Неутешное горе" (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств. Попытка воплотить фантастический мир в картине " Русалки "(1871) обернулась слащавостью. Поражением закончилась работа над оригинально задуманной большой картиной " Хохот (Радуйся, царю иудейский!")" ( 1877 - 1882), изображающей издевательство толпы над Иисусом Христом. Художник самоотверженно трудился над нею по десять - двенадцать часов в сутки, но так и не закончил, сам трезво оценив своё бессилие.

Наибольших успехов удалось Крамскому добиться в портретном творчестве. Он запечатлел многих деятелей русской культуры: Льва Толстого (1873), Шишкина (1873), Гончарова (1873), Я. П. Полонского (1875), П. П. Третьякова, Д. В. Григоровича, Антокольского (все 1876), Некрасова (1877- 1878), Салтыкова - Щедрина (1879) и др.; часть этих портретов была написана специально по заказу П. П. Третьякова для его картинной галереи. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: " Полесовщик"(1874), " Созерцатель" (1876) , " Мина Моисеев" (1882) , "Крестьянин с уздечкой" (1883). Со временем Крамской - портретист стал очень популярен, у него появилось множество заказчиков, вплоть до членов императорской фамилии. Это позволяло ему в последние годы существовать безбедно. Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны. Всё же именно в 1880-х годах он поднялся на новую ступень - добился более глубокого психологизма, позволявшего порой обнажить сокровенную суть человека. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И, Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьёва (1885). Напряжённая жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет.