Урок математики в 6-м классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

Разделы: Математика


Цели:

  • Образовательные: закрепить у учащихся умения и навыки в решении задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; развивать умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу; формировать умение применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного;
  • Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе;
  • Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса, логического мышления.

Тип урока: комплексное применение знаний

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению)

хорошее среднее плохое
  1. Мотивация и сообщение темы и цели урока.
  2. Основная часть урока

Учитель: Начнем мы сегодня наш урок с отгадывания ребуса

На плакате появляется ребус

Ученики: Дробь

Учитель: Правильно, ребята, это слово дробь. Вы знаете, что дроби применяются при решении различных типов задач. Я прочитаю вам стихотворения, а вы догадаетесь, какие типы задач, с использованием дроби, мы сегодня будем решать.

Дробь от числа хотим найти
Не надо никого тревожить
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.

Стихотворение крепится на доске.

Ученики: Задачи на нахождение дроби от числа.

Учитель: Верно.

Если вы должны найти
Число по его дроби
То на дробь вы поделите
Значенье этой дроби.

Стихотворение также крепится на доске.

Ученики: Задачи на нахождение числа по его дроби.

Учитель: Правильно, ребята. Мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби, используя отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”

Учитель начинает читать отрывок из поэмы.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый;
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

На этом этапе чтение прерывается.

Учитель: С каким первым героем мы встречаемся?

Ученик: Кот ученый.

Учитель: И первое задание связано с ним.

Учащимся предлагается решить задачу.

Задача: Кот ученый, прохаживаясь по цепи, “говорил” 36 сказок, а песен “заводил” от рассказанных сказок, и количество песен составляет количества прибауток. Сколько песен и прибауток мог спеть кот?

После проверки решения и ответа к задаче, начинаем читать отрывок дальше.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей

Следующее задание связано со СЛЕДАМИ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ. В нашем лесу очень много невиданных зверей, а вот сколько -неизвестно. И наша задача состоит в том, чтобы сосчитать количество этих зверей. Я предлагаю решить следующие задачи по вариантам (Приложение № 1). Ученики записывают только одни ответы. Затем меняются тетрадями, и проверяют тетрадь своего соседа по парте. (Ответы записаны на доске, оценивание, где задание).

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон и дверей,
Там лес и дол виденья полны….

На этом этапе предлагается решить задачу на проценты.

Задача: В дремучем лесу 40% всех деревьев составляют дедушки дубы, 25 % всех деревьев – бабушки ивы, а 700 деревьев – колючки ели. Сколько всего деревьев в дремучем лесу?

После проверки задачи продолжаем читать дальше.

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

Учитель: В поэме “Руслан и Людмила” у витязей нет имен, а вот у других героев есть имена, и эти имена не совсем обычные и привычные для нашей жизни. Сейчас мы узнаем, имя одного из соперников Руслана, который также хотел жениться на Людмиле. Для этого я предлагаю решить следующие задачи. (Приложение № 2)

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит….

На этом этапе предлагается решить задачу на части с процентами. (Эту задачу удобнее решать с помощью уравнения). Задача оформляется на доске.

Задача: Тужит в темнице ЦАРЕВНА и слезы горючие льет: по 0,325 кг ежечасно. А соль в тех слезах составляет 30% от массы воды. Сколько граммов воды и сколько граммов соли содержится в слезах царевны, выплаканных за 1 час?

Там ступа с Бабою Ягой
Идет бредет сама собой;
Там царей Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!

Н а этом этапе предлагается учащимся ответить на вопрс6 сколько золота у Кощея? Ученикам предлагается задание на числовые закономерности. На каждую таблицу свой вопрос.

  1. Сколько алмазов у Кащея?
4   *
8 3 6 1 13 4 6 5

Ответ: (8+3)-(6+1)=4, тогда (13+4)-(6+5)=6

  1. Сколько серебра у Кащея?
7 10 13
22 * 30
4 9 **

Ответ:

1 строка: +3
2 строка: +4
3строка: +5
Тогда * =26, ** = 14.

  1. Сколько сундуков с драгоценными камнями у Кащея?
17   *
13 16 12 5 11 4

Ответ: (13 +16)-12 =17, тогда * = (5+11)-4=12

И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говори.

  1. Подведение урока
  • Выставление оценок
  • Какие типы задач на уроке мы сегодня решали?
  1. Задание на дом

Домашнее задание творческое: каждому ученику нужно составить по одной задаче каждого типа.

  1. Этап рефлексии

Учитель: У каждого из вас на столе карточки (зеленая, синяя, розовая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

  • Карточка зеленого цвета обозначает: “ Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке”
  • Карточка синего цвета обозначает:”Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было комфортно на уроке”.
  • Карточка розового цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне было не очень нужно, домашнее задание я не понимал, к ответу на уроке я был не готов”.