Урок математики в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" (с использованием этнокультурного русского компонента)

Разделы: Математика


Тип урока: комплексное применение знаний

Цели урока:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся в решении трёх типов задач на части: нахождение дроби от числа, числа по его дроби и какую часть составляет одно от другого; в сравнении дробей; в сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Развивающие: способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти.
  • Воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету через использование этнокультурного русского компонента

Ход урока

Приложение 1

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать материал по вышеуказанной теме. Урок у нас будет необычный. Он посвящён нашему родному городу – Москве.

Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва.
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!

  1. Устная работа.

Впервые Москва упоминается в летописи под 1147 годом и связано это с именем суздальского князя, которого считают её основателем. Назовите имя этого человека. Вы уже готовы ответить?

Проверьте себя: для этого сравните числа и выберете схему, которая соответствует расставленным знакам неравенств.

  1. < < = > > < Пётр
  2. < > = < > < Юрий Долгорукий
  3. = > < = > < Иван Калита

(Схема под номером 2) соответствует расставленным знакам неравенств; Юрий Долгорукий является основателем Москвы)

В.Маяковский писал: “Начинается Москва, как известно, от Кремля ”.

Кремль-это именно то место, откуда началась Москва. Расположен он в центре города на живописном Боровицком холме.

Задача: Современный Кремль имеет площадь около 27 га, а площадь деревянного Кремля, построенного  при Юрии Долгоруком, составляла площади современного Кремля. Какова же была площадь Кремля, возведённого при Юрии Долгоруком. (27:3*1=9(га)). А сколько это составляет квадратных метров? (90000 квадратных метров).

Схема роста укреплений на Боровицком холме

Первоначально Кремль был сооружён из дерева, т.е. постройки и стены были деревянными. После пожара стали строить каменные стены. И Кремль стал каменным.

При каком московском князе кремлёвские стены были впервые возведены из камня? Выполните следующее задание и используйте для ответа на вопрос таблицу.

Выразите:

  • 27 минут в часах;
  • 5 сантиметров в дециметрах;
  • 9 граммов в килограммах;
  • 16 копеек в рублях;
  • 28 килограммов в центнерах;
  • суток в часах;
  • метра в сантиметрах.
К Д Н О С Й О
40 16

(В таблице зашифрован князь Дмитрий Донской)

И из города Коломны
На Москву возы ползут:
Для Кремля с каменоломни
Возит камень русский люд.
И былой стене на смену
Строит каменную стену
Небывалой красоты
Внук Ивана Калиты.

Задача. Протяжённость стен Кремля более 2 км. Он надёжно укреплён башнями. Сколько их, если известно, что 3 открыты для проезда и они составляют лишь всех имеющихся башен. (3:3*20=20(башен)).

Двадцать статных, грозных башен
Простояли пять веков.
Никакой им враг не страшен,
Сколько б ни было врагов!
Сохранились эти стены,
До сих пор они стоят-
Неприступны, неизменны,
Как и пять веков назад.

  1. Комментированные упражнения.

Узнать, какие 3 башни открыты и проникнуть через их ворота на территорию Кремля возможно, если подобрать ключи к трём замкам: (Под замками “скрыты” названия башен: Троицкая, Спасская, Боровицкая. В процессе выполнения заданий ученики “открывают” замки, перечисляют эти башни и получают оценки).

А для этого нужно выполнить упражнения:

  1. Найдите значение выражения:

Правильный ответ:

Дополнительные вопросы отвечающему ученику:

  • составить задачу на нахождение числа по заданной величине его дроби;
  • при каком x верно равенство:   (х=7)

(“Открывается” замок, под которым была “скрыта” Боровицкая башня).

  1. Решите уравнение: . (Правильный ответ:)

Дополнительные вопросы отвечающему ученику:

  • составить задачу на нахождение дроби от числа;
  • при каких натуральных значениях n дробь будет правильной? (n= 3;4; 5;6)

(“Открывается” замок, под которым была “скрыта” Спасская башня).

Спасская башня является самой главной и красивой. На ней установлены Кремлёвские куранты.

А вот и первые часы-
Куранты башни Спасской,
Огромный жёрнов для красы
Окрашен синей краской.
Скрипит тяжёлый циферблат-
Вращается тарелка,
И цифры золотом горят
Под неподвижной стрелкой.

  1. Решите задачу:

Длина минутной стрелки курантов 328 см . Высота цифр на циферблате составляет от длины минутной стрелки. На сколько длина минутной стрелки больше высоты цифр на циферблате?

1) 328:41*9=72(см)-высота цифр на циферблате
2) 328-72=256 (см).

Дополнительный вопрос отвечающему ученику: Диаметр часов на Спасской башне 6 м 12 см. Найти радиус.

(“Открывается” замок, под которым была “скрыта” Троицкая башня).

Ну, что ж. Мы достигли своей цели. Ворота на территорию Кремля для нас открыты. В следующий раз мы совершим экскурсию по Кремлю.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Приложение 1

Литература:

  1. Б.С.Перли, С.С.Перли “ Москва и её жители”- М.: Новая школа,1997.
  2. В.Волина “Моя Москва”- С.-П.: Дидактика Плюс,1998.
  3. Н.Кончаловская “Наша древняя столица”- М.: Детгиз,1962.
  4. Московия.Учеб.пособие для уч. нач.кл.В 3 кн. Кн.1.-М.: Просвещение,1998.