Урок риторики "Мимика, жесты, поза"

Разделы: Начальная школа


Цель: обеспечить практическое применение знаний учащихся о несловесных средствах общения для воспитания речевой культуры, являющейся частью общей культуры.

Задачи:

  • обобщить сведения о несловесных средствах общения (мимика, жесты, поза).
  • сформировать умение правильно использовать несловесные средства общения в соответствии со стилем.
  • сформировать у детей направленность на взаимопонимание, уважение к личности и взглядам других людей, сотрудничество и конструктивный диалог.

Оборудование: Фонограмма “Малыш в лесу”, компьютер, мульмедийная техника, словарь Ожегова, учебник риторики Т.А. Ладыженская, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Вид урока: урок обобщения полученных знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звучит музыка. Показ слайдов о лесе.

- Расправьте плечи, выпрямите спины, поднимите головы, глубоко вздохните, выдохните, поверните головы и поздоровайтесь с гостями.

  1. Повторение пройденного материала.
  • Какие средства выразительной устной речи вы знаете? (Темп, громкость, тон).
  • Какое значение они имеют для успешного общения?
  • Что можно передать слушателю при помощи этих средств устной речи? (Тон, темп, громкость устной речи помогают передать настроение, чувства, состояние говорящего). Они говорят о том, как ты относишься к тому, что говоришь, какие чувства испытываешь, какое у тебя настроение.

Осмысление и обсуждение пословиц.

  • Важно не только, что сказал, но и как сказал.
  • То же слово, да не так бы молвить.
  1. Новый материал.
  1. А слышали ли вы, что можно разговаривать без слов? При помощи чего? Мимика и жесты. (Выражение лица, рук).
  • Движение мышц лица – мимика.
  • Движение рук, пальцев – жесты.
  • Поза – язык телодвижений.
  1. Чтение по словарю Ожегова.
  2. Мимика и жесты помогают нам полнее выразить свою мысль, иногда они способны заменить собой целые слова.
  3. Работа по учебнику стр.41
  • “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  • “Сказка о золотом петушке”,
  • “Бременские музыканты”.

- Обратите внимание на мимику, жесты, позу, взгляды (грустный, сочувствующий, доброжелательный, гневный, злой, просящий)

Физминутка

  1. Игра “Пойми меня” стр.57

- Для чего мы использовали сейчас мимику и жесты? (Чтобы лучше передать свои чувства, отношения к происходящему).

  1. Посмотрите на доску и догадайтесь, что при помощи мимики лица хотят сказать дети.
  1. Творческое задание.

- Не только мимикой и жестами можно выразить свое отношение к происходящему, но и при помощи тела или позы.

Игра “Догадайся, о чем я хотел сказать?” (Задания на карточках)

  1. Итог урока.

- Итак, что же кроме слов нам помогает общаться, лучше выражать свои мысли и чувства? (Мимика и жесты).
- И я выражу свое настроение к вам (улыбка, рука прижата к сердцу, поклон головы).

Сегодня на уроке:

  • Я научился…
  • Мне было интересно…
  • Мне понравилось…