Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.
  • Создать условия для развития мыслительной деятельности.
  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

  • карточки с индивидуальными заданиями
  • карточки для работы в группах
  • орфографические словари С.И. Ожегова
  • портрет и выставка книг писателя А.С. Новикова-Прибоя.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  1. Приветствие.
  2. Психологическая установка.
  • Мы уже многое знаем.
  • В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
  • У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучивать.
  • Мы не боимся ошибаться.
  1. Разминка для пальцев рук.
  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться составлять план текста, последовательно передавать содержание. А самое главное: “Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая”. (Д.С. Лихачев).

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Первичное восприятие текста.

Учитель: У каждого из вас на парте есть текст. Прочитайте его внимательно. (Индивидуальная работа).

Выстрела не было.
Пошёл со мной на охоту писатель Новиков-Прибой. Была середина сентября. Всё утро мы с Алексеем Силычем проходили без выстрела.
Шли по ягодникам, мелким лесом. День был солнечный, ласковый, тихий. Кругом стояли березы в золотом наряде. Красноватые осины пылали, как свечи. В таком лесу всё радует глаз, и бродишь, бродишь без устали.
Вдруг крупный черныш взлетел над березами. Я опустил ружьё. Пусть Алексей Силыч ударит по этой сверкающей под солнцем птице.
Силыч изготовился, я ждал грохота и падения птицы: Силыч стрелял отлично. Но выстрела не было.
Потом мой друг объяснил мне: “ Не мог. Такой красавец летит. И голубое небо над ним, и солнце. Дух перехватило”.
Я молча пожал ему руку. (По И. Арамилеву).

Пауза. Дети делятся первыми своими впечатлениями. Проводится работа с непонятными и незнакомыми словами. По мере необходимости дети работают со словарями.

Учитель:

  1. Перечитайте текст и ответьте на вопросы: (Вопросы написаны на доске, дети работают в парах постоянного состава).
  • Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?
  • Что можно рассказать об охотниках?
  • Как вы думаете, о чем хотел рассказать автор?
  • Как вы считаете, что нужно было брать с собой охотникам в лес? Ответы детей ( фотоаппарат, кинокамеру, фоторужьё).
  1. Обсуждение ответов отдельных пар.
  2. Учитель предлагает повторно прочитать текст и составить план. Дети работают в группах по 4 чел.
  3. Обсуждение заголовков и запись плана изложения ( фронтальная работа).
  • Всё утро мы бродили без выстрела.
  • В таком лесу всё радует глаз.
  • Крупный черныш взлетел над березами.
  • Выстрела не было.
  • Я молча пожал ему руку.
  1. Словарно-орфографическая работа. Работа по методике взаимотренажа:
  • Карточка 1: проходили- ходит, пошёл –вышел, середина –середка, стояли-стой.
  • Карточка 2: устали-устал, взлетел- взлет, стрелял- стрелы, объяснил- ясно.
  • Карточка 3: красавец- краше, летит – полёт, прихватило- хватит, золото –позолота.
  • Карточка 4: сентябрь, ягодник, осина, вдруг, берёза, изготовился.
  1. На доске слова: п…сатель, в наряд…, над берёз…ми, по ягодник…м.

Учитель обращает внимание детей на слова с трудными написаниями: Новиков-Прибой, Алексей Силыч, красноватые, по сверкающей, отлично.

  1. Написание детьми текста изложения (коллективная работа)

Дети используют памятку по методике Ривина.

  • прочитай пункт плана;
  • перескажи друг другу;
  • самостоятельно запиши часть;
  • проверь друг у друга;
  1. Этап рефлексии.
  1. Прочитать изложения по желанию.

Учитель: Какой вывод вы сегодня для себя сделали? (Природой нужно наслаждаться, любоваться, беречь, охранять и приумножать)

  1. Как вам работалось на уроке? Что получилось и что ещё не получается?
  2. В какой паре работа была более успешной?
  1. Итог урока.

Учитель: Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую работу на уроке.