Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики как основа подготовки конкурентноспособного специалиста

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям и навыкам (некоторые из них могут оказаться вообще невостребованными в дальнейшем), а личность учащегося как будущего активного деятеля, его личные качества и таланты, способствующие адаптации в условиях рыночных отношений.

Современные экономические условия предъявляют повышенные требования к специалисту, который поступает на рынок труда. На первый план выходят такие качественные показатели, как:

  • Компетентность и профессиональная мобильность;
  • Целеустремленность и уверенность в своих силах;
  • Инициативность и самодисциплина;
  • Владение навыками самообразования;
  • Предприимчивость и деловитость;
  • Способность к самоанализу и принятию нестандартных решений;
  • Достоинство и личная ответственность;
  • Способность к риску и защите своих прав и свобод;
  • Эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Возможно, кто-то и продолжит этот перечень характеристик конкурентноспособной личности, т.к. на сегодняшний день это понятие еще не имеет окончательного своего определения, но вот вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что без творческого подхода к своему профессиональному становлению вряд ли можно достичь всего вышеперечисленного. Именно поэтому творческое развитие личности является актуальным с самого момента ее рождения. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить и развить свои дарования, нужно правильное руководство.

Итак, что же такое творчество, которое определяет творческую личность ребенка? Существуют различные подходы, определяющие творчество, вот некоторые из них:

  • «Творчество-это процесс создания новых ценностей». (В.А. Болотин)
  • «…именно творчество подразумевает оригинальность мышления, способность давать ответы и находить решения далеко отклоняющиеся от обычных». (Г.Я. Буш)

Однозначным здесь является только одно – если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Не поддержав развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности, связанные с отсутствием опыта активизации внутренних стимулов саморазвития.

Проводимые исследования творческого потенциала учащихся позволяют выделить следующие качества творческой личности (оценка проводилась психологами школы по 10-бальной системе Рихтера).

Приложение 7

Таким образом, даже по мнению детей на первый план выходят такие качества, как: конкурентноспособный ЛИДЕР, обладающий широкими практическими возможностями и знаниями.

В условиях информатизации общества в целом и образования в частности, важную роль в формировании качеств конкурентноспособного специалиста играет предмет информатика. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование самостоятельного умения работать с информацией, понимать вопросы адекватного выбора средств и методов обработки информации, а также применение полученных знаний, умений и навыков в своей дальнейшей деятельности. Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, которые выделяются в зависимости от уровня владения компьютером. Они и позволяют правильно определить и построить деятельность учителя и ученика, а также выбрать форму урока, где могли бы в полной мере раскрыться необходимые качества личности для правильной адаптации в современном мире конкуренции, рыночных отношений, мире информации и компьютеров.

1этап. Учащемуся первый раз приходится работать за компьютером.

Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом присутствует страх. Задача учителя в этом случае дать школьникам основные, самые первые навыки работы на компьютере.

Урок информатики по теме: «Компьютер моей мечты» (5 класс) (Приложение 1)

2 этап. Учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, им интересно выполнять какие-либо задания, демонстрируя всем: он что-то умеет. На этом этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть очень много возможностей, еще не изученных ими.

Деловая игра: «Современный менеджер» (7 класс) (Приложение 2)

3 этап. Учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы компьютерной грамотности. На этом этапе необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Урок-исследование: «Сложные функции в Excel» (8 класс) (Приложение 3)

4 этап. Знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям и навыкам на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

Урок-дискуссия: «Вирусология в компьютерной технике» (10 класс) (Приложение 4)

Для активизация познавательной деятельности учащегося на уроке информатики необходимо прежде всего, представить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но важнее всего – один раз сделать! Тогда помимо знаний появляется еще и умение! Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся, активизировать которую можно с помощью следующих приемов.

Приложение 8

Я глубоко убеждена, что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания ученика и воплощаются в деятельностных формах. Поэтому на своих уроках я стремлюсь использовать различные виды самостоятельной деятельности.

Хотелось бы добавить, что идеальным средством для решения первоначальной задачи развития творческих способностей личности является метод проектов. На уроках информатики результатом каждого урока является маленький проект, самостоятельно созданный ребенком.

Творческие работы учащихся (10-11 класс) (Приложение 5)

В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику наиболее полно раскрыть свои способности. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Подтверждением того являются слова известного экономического революционера Б.Фрэнса: «Поисковая активность, способность к созданию нечто нового повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и устойчивость к возникновению различных ситуаций – это очень важно для человека, чтобы выступать на рынке труда как конкурентноспособный специалист».

Презентация к статье (Приложение 6)