Чтение. 4-й класс. Базовый уровень

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • Продолжить работу по теме: “Поэзия 19 века”, познакомить со стихотворением В.Г. Бенедиктова “Москва”.
  • Формировать целостное представление о слове, живописи, музыке, развитие интереса к поэзии, устной и письменной речи.
  • Отрабатывать навыки выразительного чтения. Работа над лексическим значением слова.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, русский народ, пробуждать в каждом ученике чувственное восприятие мира, раскрывать свои лучшие душевные качества.
  • Развивать мышление, прививать интерес к литературе.

Оборудование:

  • Грамзапись оперы “Жизнь за царя” Глинки,
  • экран,
  • документальный фильм “Москва”,
  • открытки с видами С.-Петербурга, Липецка,
  • компьютер со словарём и викториной о Москве,
  • словари, рисунки к стихотворению К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин”.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Правила посадки за партой.

- Я искренне надеюсь, что урок вам понравится и запомнится, что вы сумеете многое понять и увидеть в самих себя. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине и о русском народе.

  1. Проверка домашнего задания.

Дети показывают иллюстрации к стихотворению “Иван Сусанин” К.Ф. Рылеева и читают отрывки к этому эпизоду. Учитель обобщает и выставляет оценки. Учитель музыки рассказывает о создании оперы “Иван Сусанин” (2 мин.), звучат отрывки.

  1. Постановка цели. Актуализация знаний.

-Сегодня мы продолжим разговор о поэзии 19 века. Познакомимся со стихотворением В.Г. Бенедиктова “Москва”. Найдём главную мысль, научимся читать его выразительно, узнаем много нового о столице нашей Родины - Москве.

-Давайте проверим, а что вы знаете о Москве. Сядьте за компьютеры…

Викторина о Москве.

  • На скольких холмах стоит Москва?
  • В каком году Москва впервые упоминается в летописи?
  • Какая площадь в Москве самая древняя?
  • При каком царе стены Кремля стали кирпичными?
  • Сколько башен у Кремля?
  • Кто отлил царь-пушку?
  • Как называется музей в Лаврушинском переулке?

(Компьютер выставляет оценки.)

  1. Физкультминутка.

-Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. Мы посидели за компьютером. Глазкам надо отдохнуть. Следите за указкой по плакату.

- Образ столицы раскрывали в своих произведениях композиторы, художники и писатели… Послушайте стихотворение Бенедиктова “Москва”. Почувствовать атмосферу того времени помогут кадры фильма о старой Москве.

  1. Работа над новым материалом.

На экране - фильм о Москве. Учитель читает стихотворение с двумя подготовленными учениками. Обмен впечатлениями.

-Какие строки запали вам в сердце? Наиболее запомнились?

  1. Краткое слово учителя о биографии В.Г. Бенедиктова.

Бенедиктов Владимир Григорьевич родился 15.11.1807 года в Петербурге, поэт, переводчик. Родился в семье чиновника, вскоре переехавшей в Петрозаводск, где отец получил место советника губернского правления. Учился в Олонецкой губернской гимназии, затем в кадетском корпусе. Участвовал в военных действиях, награжден медалью за отвагу. Однако военную службу оставил. В начале литературной деятельности имел большой успех…

  1. Самостоятельное чтение стихотворения с целью - объяснения непонятных слов и выражений и дальнейшей работы над содержанием произведения.

А поможет вам словарь. Самостоятельная работа.

(Словарь - на экране)

  • далече – далеко
  • златовенчанна – купола церквей покрыты золотом
  • очи – глаза
  • по скатам – дороги поднимаются то вверх, то вниз, т. к. Москва стоит на 7 холмах
  • исполинов – великанов
  • о стяжении – (здесь) умении украсить Москву, сделать её богаче, краше
  • сердце ретивое – сердце забилось, забилось быстро, радостно при виде родной Москвы, заволновалось

-С каким чувством поэт говорит о Москве?
-Из каких строчек это видно? Прочитайте.
-О каком городе ещё говорится в стихотворении?
-Перечитайте строки, посвящённые Петербургу.
-Как поэт говорит о Петербурге?
-Как о Москве?
-Прочитайте строки, которые вам понравились больше всего.
-Какие краски создают стихотворение?
-О каком костре, огне, пепле говорит В.Г.Бенедиктов? И почему поэт сравнивает Москву с Фениксом?

  1. Краткий рассказ об истории Кремля с показом исторических кадров и о птице Феникс.

(Красников Денис.) 1 минута.

-Какие чувства и мысли надо передать при чтении? Подготовьтесь к выразительному чтению.

  1. Выразительное чтение произведения.

-Чему учит это стихотворение?
-Читаем в словаре объяснение слова патриотизм.

На экране появляются слова Родина, Отчизна, Отечество, патриотизм.

-Наша Родина- это огромные просторы. Столица нашей Отчизны – прекрасная Москва. Наше отечество - это и наш любимый Липецк, и его люди, и ты, и я.

  1. Итог урока.

-Как вы относитесь к своему городу?
-В чём, в каких делах и поступках выражается ваша любовь к родному городу?
-Я хочу познакомить вас со своими учениками, о которых можно сказать, что они выполняют свой патриотический долг.

Читаю слова из писем моих учеников: Шкатова Кости, Рубис Демьяна, Ненахова Максима, в которых они говорят, что я могу спать спокойно, потому что они на посту. Показываю их фотографии в военной форме.

  1. Домашнее задание.

Выучить отрывок, сделать рисунок по желанию, выписать в тетрадь метафоры и олицетворения.