Урок-сказка в 5-м классе по теме "Задачи на части"

Разделы: Математика


Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. (С.В. Ковалевская)

Цели урока:

  • Развивать навыки арифметических действий с натуральными числами.
  • Рассмотреть метод решения задач на части.
  • Воспитывать внимание, трудолюбие, добросовестное отношение к учебе.
  • Развивать речь учащихся, математическое мышление.

Оформление:

  1. Цветик-семицветик.
  2. Карточки с математическим лото.
  3. Карточки-тесты.
  4. Таблицы.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка изученного материала.

Сегодня, дети, у нас не простой урок, а урок-сказка. Вы видите на доске цветок. Это не простой цветок, а цветик – семицветик. Мне этот цветок подарила старушка-волшебница. Она сказала, что цветок не простой, он может исполнить все, что хочешь. Давайте посмотрим. Что же это за цветок? (Берет один лепесток). О, да на нем что-то написано:

Этот красный лепесток
Начинает наш урок.
Устный счет мы проведем
И рекорды все побьем.

Задание 1. Вычислите устно:

а) б) в) г) д)

Задание 2. Какое число пропущено.

а)

б)

Задание 3. Восстановите цепочку вычислений:

а)

б)

Вдруг оранжевый лепесток
Улетает на восток.
С запада к нам возвращается,
И картинка получается.

Дети работают с математическим лото “Примеры на все действия с натуральными числами”. В карточке лото шесть чисел, одно контрольное (не зачеркивается). По открытому числу легко оценить ученика. Учащиеся выполняют все задания, зачеркивая соответственно равные ответы. Задания к карточкам лото заранее записываются на обратной стороне доски.

  1. Объяснение нового материала.

Желтый цвет – весьма приятный.
Лепесточек аккуратный.
Оторвем его мы дружно,
И узнаем все что нужно.

Объясняет учитель на доске с использованием плакатов, содержащих рисунки, дающие схематическое изображение условий задач.

Задача №426. Требуется смешать три части песка и две части цемента. Сколько цемента и песка в отдельности надо взять, чтобы получить 30 кг смеси?

Задача №427. Для компота купили 1800 г сухофруктов. Яблоки составляют 4 части, груши – 3 части и сливы – 2 части общего веса сухофруктов. Сколько граммов яблок, груш и слив было в отдельности?

  1. Решение упражнений на закрепление.

Зеленый лепесток,
Продолжает наш урок.
На доске мы порешаем
Без ошибок посчитаем.

Задачи решают ученики у доски вместе с учителем.

Задача №430. При помоле на каждые 3 части муки получается 1 часть отходов. Сколько смололи ржи, если муки получилось на 36 центнеров больше чем отходов?

Задача №431. Взяли 6 частей яблок, 5 частей груш и 3 части слив. Груш и слив вместе – 2 кг 400 г. Какова общая масса всех фруктов?

Голубой цветок – нежный лепесток.
Сейчас его мы оторвем,
И что написано – прочтем.

(Отрывает и читает)

Прояви старание – выполни тестовое задание. Детям раздаются карточки-тесты. Каждая карточка содержит два задания по ранее изученной теме и три задания по новой. Проведение тестов (с выбором ответа) – эффективный способ оперативного контроля знаний детей. Такая форма не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро.

  1. Домашнее задание.

Синий цвет мы оторвем,
Удивленье не снесем.
Тут уж новая забота –

Домашняя работа.

(Пункт 4.3. №428, №429).

  1. Итог урока.

Фиолетовый лепесток
Завершает наш урок.
Надо-надо нам ребята
Подвести сейчас итог.

Список литература:

  1. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф “Математика 5”, М. 2004
  2. Издательство “Первое сентября”, “Я иду на урок математики: 5 класс”, 2000
  3. Беляева Э.С., Занина О.В. “Развитие интереса к математике” Воронеж 1995