Методическая разработка музейного урока на тему "Рождение одежды из домотканого полотна"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Культура народа – важный фактор формирования личности ребенка. Народный быт и культурные традиции народа несут в себе большой воспитательный потенциал. Опыт предшествующих поколений, переданный в культуре народа, - это сокровищница народной мысли и практической деятельности человека. Вот почему необходимо приобщать молодое поколение к этому бесценному источнику.

Данная методическая разработка занятия предполагает развитие творческих способностей воспитанников, приобщение их к традициям народной культуры. Музейный урок, как форма занятия, дает возможность ребенку применить свои знания и умения на практике, увидеть результаты своей работы. Ценным данной формы занятия является то, что дети имеют возможность прикоснуться к культурным традициям своих же хуторян потаповцев. Ребята собирают материал для исторического уголка краеведения “Быт и культурные традиции хуторян”, который используют в урочной деятельности. К данному занятию воспитанники подготовили проект о художественном льноткачестве хуторских мастериц. По собранному материалу детьми была оформлена исследовательская работа “Художественное льноткачество – бесценный опыт декоративно – прикладного творчества народа”. Для воспитанников важно было отразить в своем исследовании мастерство потаповцев, которые создали удивительные образцы художественного льноткачества.

Музейный урок дает возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Ведь каждый из воспитанников имеет возможность самостоятельно подготовить материал по разнообразным источникам. Данная работа, кроме того, способствует и сплочению детей путем выполнения совместного проекта. Ведь здесь воспитанники решают поставленные задачи, находя самый эффективный и деятельный способ реализации материала, который был собран индивидуально и коллективно на основе разных источников информации: работа со справочной литературой и другими видами литературы; беседы, встречи, интервью и др.

В методической разработке данного занятия упор делается на использование передовых технологий: технология погружения в историческое прошлое нашей Родины, исследовательская, групповая, игровая.

Музейный урок, раскрывая культурные традиции народа, способствует развитию личности ребенка, так как создает условия, при которых ребенок становится сопричастным к культурным традициям народа, создает ситуацию успеха воспитанника.

Данный музейный урок – это урок закрепления и совершенствования знаний.

Цель работы: создать условия для развития интереса детей к народному творчеству – процессу создания народной одежды из домотканого льняного полотна.

Задачи:

  • воспитательные: воспитывать уважение к нашим предкам, их труду, быту, их культуре, неотъемлемой частью которой является русская народная одежда.
  • развивающие: развивать логическое мышление, образное восприятие нашего исторического прошлого.
  • образовательные: познакомить детей с процессом создания одежды изо льна, учить детей видеть и понимать прекрасное, частицей которого является неповторимая русская народная одежда.

Предварительная работа (проектная деятельность)

№ п/п Тема Сроки
1 Громкие чтения “Культура народа – бесценный опыт старшего поколения” сентябрь
2 Цикл бесед “Русские народные ремесла: льноткачество” сентябрь
3 Встречи с мастерами декоративно – прикладного творчества “Золотые руки хуторян” октябрь
4 Интервьюирование “Художественное льноткачество потаповских мастериц – сестер Баранович Л.К. и Махновец О.К.” октябрь
5 Выставка льноткачества “Чудо - лен” ноябрь
6 Выставка детских рисунков “Русская народная одежда” ноябрь
7 Викторина “Образ льна в фольклоре” декабрь
8 Исследовательская работа “Художественное льноткачество – бесценный опыт декоративно – прикладного творчества” декабрь

Ход занятия

  1. Оргмомент.
  2. Постановка цели, задач, актуализация знаний.

Педагог: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем о том, как создавалась русская народная одежда. Тема нашего урока: “Рождение одежды из домотканого льняного полотна”. Целью нашего занятия является развитие интереса к процессу создания русской одежды из льняного домотканого полотна. Реализуя цель, мы решим и поставленные задачи:

  • познакомимся с процессом создания народной одежды;
  • образно представим этот замечательный процесс;
  • что научит нас уважать старшее поколение, труд, быт и культурные традиции наших предков.

И все это нужно нам, живущим сейчас, потому что культура народа – это его бесценный опыт, переданный нынешнему поколению.

  1. Словарная работа “Толковый словарик” (проверка домашнего задания)

Педагог: Но прежде чем мы отправимся в увлекательное историческое путешествие, давайте, ребята, заглянем в свой народный словарик и дадим объяснение слов, которые понадобятся нам в нашем путешествии.

(Дети дают толкование слов по словарям В.И.Даля и С.И.Ожегова, над которыми работали дома: цеп, зорить (холсты), бучить (холсты), рубель, скалка, узор - оберег).

  1. Экскурс в историю “Одежда наших предков” (воспроизведение ранее полученных знаний)

Педагог: Наше путешествие, ребята, начинается. Русская народная одежда – это уникальный памятник культуры народа. К сожалению, сейчас ее можно увидеть только в музее. Вот и мы с вами, ребята, создаем свой музей о народной одежде. Давайте найдем здесь лен и домотканое полотно.

(Дети находят лен и полотно.)

Педагог: Посмотрите, ребята, на лен и скажите, где у льна семена.

Дети: Семена льна в коробочках – бубенчиках.

Педагог: А что получают из семян льна?

Дети: Льняное масло.

Педагог: Правильно. А как вы думаете, ребята, что получают из стебля льна?

Дети: Волокно.

Педагог: А почему здесь лен с корешком?

Дети: Лен дергают, а не косят, чтобы получить больше волокна.

Педагог: Верно, ребята, а теперь скажите, почему лен называют универсальным растением?

Дети: Лен и кормит, и одевает, и в хозяйстве помогает.

Педагог: Молодцы, ребята. А теперь давайте представим, что мы живем с вами в далеком прошлом на севере нашей страны. Нам нужно вырубить участок в тайге и посеять лен. Давайте, изобразим сценку рубки леса.

(Дети “рубят” деревья.)

Педагог: Вот мы подготовили поле. Давайте засеем его. Как мы это будем делать?

(Дети “сеют” лен.)

Педагог: Вот засеяли мы лен весной, ухаживали за ним, созрел он к Успению (28 августа). Как мы будем это делать?

(Дети вручную “дергают” лен.)

Педагог: Молодцы, ребята. Вот и давайте отметим в своих тетрадях слово “лен”. Это первое слово в нашем процессе рождения одежды из домотканого полотна.

(Дети отмечают в своих тетрадях слово “лен”.)

Педагог: А теперь свезем мы наш лен на ток, обмолотим его цепами, соберем семена для будущего урожая. Хорошо замочим лен, а потом отделим волокно. Вот оно на нашей выставке. Возьмите его в руки и опишите его.

(Дети делают описание волокна.)

Педагог: Вот теперь запишите себе в тетрадь еще одно слово о рождении одежды. Какое это слово?

Дети: Волокно.

Педагог: Вот этот процесс получения изо льна волокна длился с 28 августа до 14 октября (до Покрова). Вот оно, волокно. А что мы дальше будем делать из волокна?

Дети: Мы теперь будем его прясть.

Педагог: А какие инструменты нам понадобятся для этого? Найдите их в нашей экспозиции.

(Дети находят в экспозиции прялку и веретено).

Педагог: Вот и подошли мы с вами, ребята, к определению еще одного слова в рождении домотканой одежды. Какое это слово?

Дети: Это слово “нить”.

Педагог: Правильно. А кто прял пряжу?

Дети: Женщины и девочки.

Педагог: А как вы думаете, ребята, с какого возраста девочки в крестьянской семье учились прясть?

(Ответы детей).

Педагог: А чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы попросим нашего Историка рассказать об этом.

Историк: Девочки в крестьянской семье учились прясть с 5 лет. Отцы делали им маленькие прялочки. Ведь девочки выходили замуж рано, в 12-13 лет, поэтому они готовили себе сундук приданого. Все, к чему прикасались руки наших предков, было удобным и красивым. Вот так, ребята, до середины февраля, до начала великого поста, и пряли наши прабабушки. А потом мужчины устанавливали ткацкие станы (Историк показывает ткацкий стан), и женщины начинали ткать льняное полотно.

Педагог: Спасибо, уважаемый Историк. Наш рассказ об удивительном домотканом полотне продолжается. Приступая к процессу создания полотна, каждая женщина знала, какое именно полотно она будет ткать: простое или же с узорами. А чтобы узоры были особенно красивыми, нити нужно было покрасить. А как вы думаете, ребята, где брали краску наши предки?

(Ответы детей).

Педагог: А вот какие растения наши предки использовали для окрашивания нитей и самого полотна, давайте, ребята, попросим нашего уважаемого Биолога рассказать об этом. Биолог. Наши предки знали более пятидесяти растений, которыми можно было окрасить нити или же готовое полотно. Для получения красного цвета использовалась лебеда, а желтого – бессмертник, василек, череда и щавель. Оранжевый цвет давал чистотел, зеленый- крапива, пижма, шишки осины. Синюю краску получали из корня дуба и ясеня, цветов василька, ягод черники. Вот какими наблюдательными были наши предки, ребята. Педагог. Давайте поблагодарим, ребята, нашего Историка за интересный рассказ и продолжим путешествие в историческое прошлое предков- славян. В процессе льноткачества все интересно. В этом вы, ребята, убедились сами, когда осуществляли проектную деятельность. Расскажите о ней, пожалуйста. (Рассказ детей). Педагог. Расскажите, пожалуйста, ребята, подробнее о вашем исследовании о декоративно - прикладном творчестве хуторян -потаповцев. Дети. Наша исследовательская работа “Художественное льноткачество - бесценный опыт декоративно - прикладного творчества народа” отражает быт и культурные традиции народа. Главное в ней - льноткачество наших потаповских мастериц Л.К.Баранович и О.К.Махновец, которых мы и пригласили на наше занятие. (Приветствие мастериц). Мы благодарны вам, уважаемые Лидия Константиновна и Ольга Константиновна, за Ваш труд и мастерство, за Ваш бесценный опыт и Ваши замечательные работы, которые сделаны Вашими руками. Спасибо, что подарили нам свои работы. Расскажите, пожалуйста, Лидия Константиновна и Ольга Константиновна, как создавалось Ваше волшебное домотканое полотно.

  1. “Рождение одежды” (оперирование знаниями, овладение способами в новых ситуациях).

Мастерицы. Создание домотканого полотна на ткацком стане (показывают свой станок) - интересный процесс. На ткацком стане особым способом закрепляется основа из нитей, затем идет процесс создания полотна (мастерицы показывают все на своем стане). Как вы думаете, ребята, сколько времени уходило на изготовление полотна, которое-то было не более 60 сантиметров шириной, а получалось его всего 7 метров.

(Ответы детей).

Мастерицы: Почти 14 часов. Из домотканого полотна создавалась русская народная одежда - рубаха. Она украшалась узорами, которые имели свое значение. Были узоры – обереги, они располагались вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу рубахи и служили оберегами от нечистой силы. Вот, как здесь, на ваших выставках, на ваших рисунках. (Указывают на выставки). Сможете ли вы, ребята, прочитать узоры на ваших рисунках и на наших домотканых изделиях? Расскажите, пожалуйста, об этом, ребята.

(Ответы детей).

Мастерицы: Замечательное льняное домотканое полотно – это наш труд, уважение к нашим предкам, это творчество, доброта и красота.

Педагог: Спасибо вам, уважаемые мастерицы Лидия Константиновна и Ольга Константиновна, за ваш труд и мастерство. Ребята, верно, подметили наши мастерицы, Что домотканое полотно – это красота. Какое понятие вы вкладываете в значение этого слова? Обратите внимание на слова нашего замечательного педагога В.А. Сухомлинского и скажите свое мнение.

(Ответы детей).

Педагог: Вот сейчас, ребята, мы подошли вплотную к определению следующего основного слова в процессе рождения одежды. Какое это слово?

(Дети называют слово “полотно”).

Педагог: А какого цвета наше домотканое полотно изо льна, ребята?

(Ответ детей о том, что полотно светло – серого цвета).

Педагог: А какого цвета наше волокно?

(Ответ детей о том, что волокно коричневого цвета).

Педагог: Значит надо отбелить было полотно. Наши замечательные трудолюбивые предки хорошо знали, что отбелить полотно можно при помощи мартовского снега, летней росы. После отбеливания полотно стирали, а потом гладили. Для этого нам понадобятся рубель и скалка. Найдите, ребята, их в нашей экспозиции. И попробуйте погладить полотно.

(Дети находят рубель и скалку и гладят полотно).

Педагог: Вот теперь каждый из нас сможет сшить из домотканого льняного полотна замечательную удобную и прочную одежду. Вот такую, как на наших выставках и особенная она на ваших рисунках, ребята.

(Дети демонстрируют рисунки).

Педагог: Вот сейчас мы с вами ребята и запишем последнее главное слово в нашем замечательном процессе. Это слово (дети определяют) – “одежда”.

(Дети записывают слово “одежда”).

  1. Составление “Рождение одежды” (Обобщение занятий).

Педагог: А теперь, ребята, на основе записанного составим алгоритм рождения одежды из домотканого льняного полотна. Прочитайте, пожалуйста, вашу запись.

Ответ детей:

  1. Блиц – опрос “Чудо-лен” (систематизация знаний).

Педагог: Вот и подошло к концу наше замечательное путешествие в историческое прошлое наших предков. И чтобы понять, какую пользу оно вам принесло, ребята, ваши друзья приготовили для вас интересное задание – блиц опрос “Чудо-лен”. Приготовились, ребята! Начали!

Блиц-опрос “Чудо-лен”.

  1. Что такое лен? (Растение).
  2. Почему лен – универсальное растение? (Лен и кормит и одевает).
  3. Из какой части льна получают волокно? (Из стебля льна).
  4. Как наши предки убирали лен? (Убирали лен вручную, дергали лен прямо с корнями).
  5. Какие инструменты служат для прядения волокна? (Прялка, веретено).
  6. При помощи какого ручного инструмента создавалось домотканое полотно? (При помощи ручного ткацкого станка).
  7. Как называется узор на домотканой одежде? (Орнамент).
  8. Что значит “говорящий” узор? (Каждый узор несет какую-то информацию).
  9. Какую информацию несли узоры на одежде, расположенные вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу? (Обереги).
  10. Что такое рубель и скалка? (Это деревянные гладильные инструменты).
  1. Подведение итога работы.

Педагог: Вот и подошли мы с вами, ребята, к подведению итога нашей сегодняшней работы.

  • Что же больше всего вам, ребята, понравилось сегодня на занятии?
  • Что больше всего запомнилось вам, ребята?

(Ответы детей).

Педагог: Мы все сегодня потрудились хорошо. Интересно и с пользой мы провели наше занятие. Давайте поблагодарим всех наших замечательных участников и вручим им медали. (Вручение медалей “Мастера чудо-льна”, “Знатоки – экскурсоводы чудо-льна”, “Ценители чудо-льна”). И каждому из вас, ребята, вручается медаль “Знатоки чудо-льна”. (Вручение детям медалей “Знатоки чудо-льна”).

  1. Исследование “Говорящие узоры” (определение домашнего задания).

Педагог: “Говорящие узоры” - именно так и звучит ваше, ребята, домашнее задание. Вам надо провести исследование по данной теме и сделать описание трех любых узоров домотканого полотна, одежды наших предков.

До свидания, добра и успехов вам, ребята.

Оборудование:

  • Выставка “Художественное льноткачество потаповских мастериц”.
  • Экспозиция “Предметы народного быта”.
  • Выставка “Домотканое полотно”.
  • Выставка детских рисунков “Русская народная одежда”.
  • Сочинения-рассказы “Замечательные хуторяне”.
  • Книжная выставка “Народная культура”.
  • Выставка детских работ “Чудо-лен”.
  • Исследовательская работа детей “Художественное льноткачество – бесценный опыт декоративно – прикладного творчества народа”.
  • Медали “Мастера чудо-льна” и “Знатоки чудо-льна”.

Список используемой литературы:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М: Детская литература,1988.
  2. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М: Просвещение, 1984.
  3. Гордеева В.И.Русская народная одежда.- М: Изобразительное искусство, 1974.
  4. Даль В.И.Энциклопедия русского слова. - М: ЭКСМО,2002.
  5. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону: Феникс,2002.
  6. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. – Ростов-на-Дону,2005.
  7. Прекрасное – своими руками. - М: Детская литература,1989.
  8. Русский народ, его обычаи, обряды, предания и поэзия, собранные М. Забылиным. - Симферополь: Соратник, 1992.
  9. Терещенко А.В.История культуры русского народа.- М: РОСМЭН,2007.
  10. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь.- Ростов-на-Дону: Феникс,1997.
  11. Шевчук Л.В.Дети и народное творчество.- М: Просвещение,1985.