Конспект урока ознакомления с окружающим миром по программе "Начальная школа XXI века" (4-й класс) по теме "Внимание, его роль в жизни человека"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:ознакомить учащихся с ролью внимания в жизни человека; развивать внимание, логическое мышление, речь детей, способствовать формированию навыков работы в коллективе, чувства товарищества.

Ход урока

1.Оргмомент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

2.Введение в тему.

Сегодня мы с вами работаем в группах. Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. «Приложение 1»

Задание для первой группы: на доске зашифровано слово. Вам нужно его расшифровать.

Задание для второй группы: на крестах расположены слова, прочитайте их внимательно и найдите лишнее слово.

Задание для третьей группы: у вас на столе карточка с буквами. Составьте из этих букв слово.

Проверка. Что помогло вам выполнить задание?

3. Объявление темы.

Проверка. 1. группа – Какое слово у вас получилось? 2 группа – Какое слово у вас получилось лишнее? 3 группа – Какое слово вы составили?

Что помогло вам выполнить задание?

Окружающий мир мы познаём с помощью органов чувств. Всё, что мы воспринимаем, вызывает в нас какое-нибудь отношение. Но бывают моменты, когда что-то привлекает наше внимание.

Так что же такое внимание? Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в нашей жизни? Вот на эти вопросы, мы постараемся сегодня ответить. (открывается тема урока на доске)

4. Новый материал.

Ребята, выскажите предположение, что такое внимание. Какого человека можно назвать внимательным? Какую роль играет внимание в жизни человека? (Обсуждение в группах.)

Выступление от каждой группы.

А теперь давайте посмотрим, как в толковом словаре даётся объяснение этому слову (зачитывают) «Приложение 2» Правильную ли гипотезу мы выдвинули? Наш вывод оказался верен.

Внимание – волшебная дверца, через которую каждый человек общается с внешним миром. Волшебная дверца, как и всякая другая дверь может быть плотно заперта, распахнута настежь или просто открыта – ровно настолько, насколько необходимо. Так какое же положение дверцы самое лучшее?

Если она закрыта, мы не видим и не слышим ничего из того, что происходит снаружи.

Если она распахнута слишком широко, мир обрушивается на нас со всей своей силой и мощью, и мы не всегда успеваем его воспринять и понять во всей полноте.

Если же волшебная дверца просто открыта – ровно настолько, насколько это необходимо в каждом определённом случае – мы получаем через неё достаточное количество информации и способны полностью эту информацию осмыслить.

Но можно ли научиться управлять волшебной дверцей по собственному усмотрению. И если да, то где же спрятан золотой ключик, открывающий и закрывающий её? Он таится в нас самих. И нам необходимо научится управлять своим вниманием. Поэтому нужно тренировать своё внимание.

У вас на столах лежат карточки № 1. «Приложение 3». Прочитайте, обсудите в группах. Какие ошибки допущены?

Для выполнения этих заданий, что вы должны были сделать? (Внимательно прочитать, подумать прежде чем отвечать).

5. Физминутка.

6. Закрепление, продолжение работы над новым материалом.

1) Ребята, как вы думаете, людям каких профессий нужно быть очень внимательным?

У вас на столах лежат карточки № 2. «Приложение 4»

Учащиеся обсуждают и дают ответ на поставленный вопрос.

Вывод: Внимание необходимо людям всех профессий. Чтобы правильно выполнять свои обязанности.

2) А сейчас мы побываем с вами в разных ролях. «Приложение 5»

1 группа. Будут исполнять роль корректора. Выполните задания.

2 группа. Будут исполнять роль учителя. Перед вами текст, написанный учеником, найти ошибки.

3 группа. Будут исполнять роль диспетчера «рисунок 1». Перед вами лежит составленный маршрут полета самолета и инструкция. Найдите ошибки.

Рисунок 1

Во время выполнения задания создать шум: неожиданно включить громкую музыку, уронить книги на пол.

Скажите, ребята, когда ваше внимание было нарушено при выполнении задания? Почему?

3) Будьте внимательны, ребята, при выполнении следующего задания. Я прочитаю вам небольшой отрывок, вы должны услышать, сколько раз в словах встретится число 7? «Приложение 6»

4) Проверим, насколько вы внимательны. Что изменилось сегодня в классе? Сколько учебных кабинетов в нашей рекреации? (5). Сколько окон в нашей рекреации? (2) Сколько ступенек на крыльце школы? Сколько ступенек при подъёме на 2 этаж?

5) Работа с учебником. – с 37.Выскажите мнение, кто из детей прав.

Олег говорит: «Человек может обойтись без внимания. Достаточно того, что он видит и слышит».

Лена думает по-другому: «Внимание помогает людям жить, больше знать и уметь».

7. Итог, домашнее задание.

Сегодня на уроке кто-то был очень внимательным, кто-то допускал ошибки. Для того, чтобы развить своё внимание, нужно выполнять определённые упражнения. И я предлагаю вам дома потренировать своё внимание, выполнив задание на карточках. «Приложение 7». Вы должны будете в тексте зачеркнуть лишние буквы Ю, Г. Если вы внимательно выполните это задание, то вы прочтете считалочку, которую сочинил Борис Заходер. Я предлагаю некоторым учащимся найти упражнения, которые будут способствовать развитию внимания, оформит эти упражнения на листе и принести в класс, и мы будем их использовать для развития внимания.

Что нового и полезного узнали на уроке?