Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Разделы: Литература


Контрольная работа содержит 5 вариантов заданий от менее сложного 1-го до 5-го (по 10 вопросов для каждого варианта), выполняемого хорошо подготовленными учениками со сформированными навыками анализа текста. Выполняется в письменной или устной форме. После вопросов в скобках указаны действия комедии, в которых содержится ответ на вопрос.

Цель работы: проверить знание текста комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Задачи работы:

  • мотивировать учеников на повторное прочтение отдельных эпизодов комедии;
  • закрепить знание текста комедии;
  • развитие речевых навыков: давать связный и аргументированный письменный или устный ответ;
  • развитие умения анализировать эпизод из художественного произведения.

Вариант 1.

  1. Откуда Городничий узнал о приезде ревизора? (Д.1)
  2. Почему не была построена церковь в городе? (Д.1)
  3. Не все "специалисты" в этом учреждении говорят по-русски, поэтому нуждающиеся в помощи часто остаются не понятыми и продолжают страдать. О каком иностранном "работнике" и о каком учреждении идет речь? (Д.1)
  4. Во всех коридорах этого учреждения "несет такая капуста, что береги только нос". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  5. Назовите двух героев комедии с похожими фамилиями и схожей внешностью. (Д.1)
  6. Опишите, каким вы представляете себе внешний вид Хлестакова? (Д.2)
  7. С какой целью чиновники навещали Хлестакова в доме городничего? Почему они решили заходить к нему по одному?
  8. Эти герои были последними из чиновников-просителей, навестивших Хлестакова с намерением дать ему взятку. Назовите этих героев. (Д.4)
  9. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.
  10. Расскажите о "Немой сцене" в финале комедии.

Вариант 2.

  1. Какие факты, приведенные Бобчинским и Добчинским, убедили городничего, что именно Хлестаков и есть ревизор? (Д.1)
  2. На что жаловалась Хлестакову слесарша Февронья Петровна Пошлепкина. (Д.4)
  3. Этот герой уверен, что ему ревизора не стоит бояться, ведь взяток он не берет (если только "борзыми щенками"), а в делах учреждений, которыми он заведует, не сможет разобраться и он сам. Назовите фамилию и должность героя. (Д.1)
  4. Городничий, опасаясь проверки ревизора, который может отнести большое количество клиентов этого учреждения "к дурному смотрению", рекомендует этому герою сделать так, чтобы их стало поменьше. О каком учреждении идет речь, кто им заведует? (Д.1)
  5. Один из работников этого учреждения "не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  6. Этот герой принес городничему и чиновникам весть о том, что Хлестаков не был ревизором. Назовите его имя, каким учреждением он заведует в городе? (Д. 5)
  7. Эти герои убедили городничего, что приехавший в город молодой человек, остановившийся в гостинице, и есть ожидаемый ревизор. Назовите героев. (Д.1)
  8. Что о своей жизни в Петербурге рассказал уездным чиновникам Хлестаков? (Д.3)
  9. Почему Хлестаков не платил за гостиницу и еду две недели?
  10. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.

Вариант 3.

  1. Что означают слова городничего: "Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя"? Охарактеризуйте истинную деятельность городничего как градоправителя. (Д.1)
  2. Считает ли городничий получение взятки преступлением? Приведите примеры того, какой данью облагаются купцы в городе. (Д.4)
  3. Этот герой считает себя человеком образованным и даже вольнодумным, до всех суждений о жизни и о мироздании вообще он дошел, как говорит, "собственным умом". Подведомственными ему учреждениями управляет кое-как, о чем говорит и его фамилия, в делах этих заведений не то что ревизор не сможет разобраться, но и он сам. О ком идет речь? (Д.1)
  4. Клиенты этого учреждения похожи на кузнецов. Почему? О каком учреждении идет речь? (Д.1)
  5. Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом, что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться - "для науки". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  6.  Этот герой говорит: ":Смерть люблю узнать, что есть нового на свете." Назовите героя. Откуда же он узнает много любопытного о жизни горожан? (Д.1)
  7.  Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.
  8. Опишите внешность, поведение, характеры Бобчинского и Добчинского, какими вы их себе представляете. (Д.1)
  9. Охарактеризуйте характер и образ жизни Хлестакова, опираясь только на слова его слуги Осипа о своем барине. (Д.2)
  10. Различаются ли интонация, манера выражаться у Хлестакова при разговоре с простыми людьми, слугами и при разговоре с людьми высших, чем у него чинов? Докажите примерами из текста.

Вариант 4.

  1. В комедии Гоголя нет названия уездного города, в котором происходят события. Этим писатель хотел показать, что подобное положение власти, чиновников, порядков в городе было типичным для большинства городов того времени. Опишите город, в который приехал ревизор: его местоположение относительно столицы, границы, насколько благоустроен город, на какие непорядки обращает наше внимание автор. (Д.1)
  2. Почему городничий поверил, что молодой человек, жадно смотрящий на то, что едят посетители гостиницы и не платящий две недели деньги за жилье и еду, и есть ревизор? (Д.1)
  3. Хлестаков никак не может решить, с кем же ему флиртовать: с женой городничего Анной Андреевной или его дочерью Марьей Антоновной. А как же сами героини отнеслись к "ревизору" Хлестакову? (Д.4)
  4. Как вел себя каждый из чиновников, навестивших Хлестакова в доме городничего с прошениями и поднесением денег?
  5. Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что "генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус". Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем". То есть чин молодого человека был еще ниже этого. Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
  6. Еще раз внимательно перечитайте "Немую сцену" в финале комедии. Каково ее значение, по вашему мнению?
  7. Этот чиновник - страстный охотник. Даже в подведомственном ему учреждении находится "над самым шкапом с бумагами охотничий арапник". Назовите героя, чем он заведует в городе? (Д.1)
  8. Именно этот герой стал докладывать "ревизору" Хлестакову о том, как на самом деле обстоят дела в городских учреждениях, когда навестил его в доме городничего в числе других чиновников. Назовите его. (Д.4)
  9. Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом, что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться - "для науки". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  10. Этот герой просил у Хлестакова: "Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе :." Кто хотел сообщить о себе всем столичным вельможам? (Д.4)

Вариант 5

  1. Городничий в разговоре с квартальным выговаривает ему, что тот "не по чину берет". Что имел в виду городничий? (Д.1)
  2. Сравните поведение, отношение к другим чиновникам и размышления городничего в 1 действии, когда он узнал о приезде ревизора в город, и в 5 действии, когда Антон Антонович уверился, что в скором времени породнится с важным чиновником из Петербурга - Хлестаковым.
  3. Этот герой говорит: ":Смерть люблю узнать, что есть нового на свете". Назовите героя. Откуда же он узнает много любопытного о жизни горожан? (Д.1)
  4. Охарактеризуйте главного героя комедии Ивана Александровича Хлестакова.
  5. В комедии нет описания жизни Хлестакова в Петербурге, но представить, какой она была, чем он занимался, живя там, внимательному читателю нетрудно. Попробуйте описать его жизнь в столице.
  6. Уездные чиновники приходят к Хлестакову, чтобы дать ему взятку. Как постепенно меняется поведение мнимого ревизора в разговоре с ними, как он просит у них денег взаймы? (Д.4)
  7. Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что "генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус". Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем". То есть чин молодого человека был еще ниже этого. Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
  8. Слуга Хлестакова, Осип, несмотря на низость своего положения и совсем не значимую для сюжета роль, стал полноценным и очень запоминающимся для зрителя персонажем. Чем вы объясните особенное внимание автора к этому герою, какую роль играет он в создании образа Хлестакова (для понимания характера, образа жизни Хлестакова)?
  9. Женские персонажи комедии, Анна Андреевна и Марья Антоновна, описаны Н.В.Гоголем с особой иронией. Как бы вы охарактеризовали отношения между ними, между матерью и дочерью? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши размышления. (Д.1, 3, 4)
  10. Еще раз внимательно перечитайте "Немую сцену" в финале комедии. Каково ее значение, по вашему мнению?