"Время - наше богатство. Береги его"

Разделы: Экономика


Воспитательные задачи:

  1. Воспитать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени.
  2. Вооружить учащихся рациональными методами учебного труда, расчета своего времени.

Оборудование:

  • плакат с названием темы классного часа; стенд "Рабочая минута" (цифры, факты, показывающие цену одной минуты страны, плакаты с высказываниями знаменитых людей, например:
    • "Счастье будущего человечества только в знании" (А. П. Чехов); "Жизнь заключается в вечном усилии- больше познать" (Э. Золя);
    • "Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают" (Н. Е. Введенский, известный физиолог); "Небрежный человек все делает вдвойне" (А. В. Суворов);
    • "Кто не умеет с толком употреблять свое время, тот первым жалуется на его нехватку" (Жан де Лабрюйер);
    • "Нет силы более могучей, чем знание" (А. М. Горький) и др.;
  • стенгазета "Как мы организуем свой учебный труд" с примерными рубриками:
    • "Как сберечь минуту" (итоги хронометража уроков),
    • "Как мы готовим уроки" (итоги рейда по квартирам школьников),
    • "Мой режим дня",
    • "Сотвори себя сам" (о роли самовоспитания, некоторых приемах воспитания воли, развития внимания и т. д.),
    • "Что мы читаем" (анализ читательских формуляров учащихся),
    • "Советы учителей-предметников по вопросам НОТ",
    • "Советы врача",
    • "Прочти эти книги" (рекомендательный список литературы по вопросам самоорганизации) и др.;
  • выставка книг, плакат "Условия разумного труда и отдыха".

Подготовка классного часа.

Классному руководителю рекомендуется:

  1. Оповестить учащихся о теме классного часа.
  2. Помочь группе ребят подготовить небольшие сообщения по темам: "Мой режим дня", "Как я готовлю домашние задания", "Как я использую каждую минуту урока", "Одна минута моей Родины", "Мое свободное время. Как я его использую", "Как я воспитываю волю", "Как я развиваю память" и др.
  3. Членам учебной комиссии поручить провести хронометраж отдельных уроков, рейды по квартирам школьников.
  4. Библиотечному активу предложить проанализировать читательские формуляры учащихся и оформить выставку книг.
  5. Классной редколлегии поручить подготовить специальный выпуск стенгазеты.
  6. Группе ребят предложить подобрать высказывания знаменитых людей, пословицы, поговорки о роли знаний, о правильной организации труда.
  7. Пригласить на классный час родителей, врача и др.
  8. Предложить школьникам круг вопросов и заданий по теме классного часа:

Пословицы и поговорки.

  • Порядок бережет время.
  • Наладь порядок - дальше он сам пойдет.
  • Упустишь минуту - потеряешь час.
  • Береги секунду - с нее начинается выигрыш времени.
  • Делу - время, потехе - час.
  • Ученье - свет, а неученье - тьма.
  • Ученье лучше богатства.
  • Корень ученья горек, да плод сладок.
  • Грамоте учиться - всегда пригодится.
  • Без наук - как без рук.
  • Начиная дело, о конце помышляй.

Почему мы говорим "время - наше богатство"? Проанализируйте свой режим дня: помогает ли он вам рационально расходовать время?

Проведите хронометраж своего рабочего дня и поищите в нем потерянные минуты.

Подберите материалы из газет и журналов о НОТ в различных отраслях народного хозяйства.

Возьмите интервью у родителей, знакомых, друзей о рациональном использовании ими рабочего и свободного времени.

Примерное содержание классного часа.

Учитель объявляет тему классного часа, кратко говорит о том, что такое время, почему его надо беречь.

Время - это счет, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека. Ценность времени сейчас значительно возросла, потому что время людей наполнено большими и значительными делами. Счет времени мы ведем часто не на годы, часы, а на минуты.

Часто драгоценное время теряется из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Научиться беречь свое и чужое время надо уже в школе, так как юношеские годы - это не только годы учения, но и время становления личности, подготовки к труду, это период наибольшей гибкости и восприимчивости. Проанализируем: умеем ли мы рассчитывать свое время, правильно чередовать труд и отдых, осознаем ли цену минуты? Попытаемся научиться верно распределять время, научиться учиться.

Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объем информации и знаний.

Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача сегодняшнего школьника.

Народная мудрость гласит: "Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь".

Для того чтобы выработать у себя навыки продуманной работы, необходимо многому научиться (правильно составлять планы, конспекты, работать с книгами, газетами, писать сочинения, правильно говорить и т. д.), серьезно заниматься самовоспитанием (воспитывать волю, внимание, развивать память, воображение и т. п.).

Рациональному распределению времени способствует периодический хронометраж своего рабочего дня: определить, сколько времени уходит на выполнение домашнего задания, на обед, чтение газет, на разговоры по телефону, на разыскивание нужного учебника, тетради и т. д., сколько времени было потеряно на уроке.

По окончании рабочего дня необходимо проанализировать, нельзя ли было поступить более рационально, т. е. где и за счет чего можно было сократить потери времени, на что его лучше было бы использовать. Впоследствии эти выводы следует учесть в своей работе.

Далее предоставляется слово учащимся, которые проводили хронометраж своего дня с подробным анализом. Члены учебной комиссии, проводившие хронометраж работы классного коллектива на уроке, высказывают свои соображения о потере драгоценных минут учащимися класса на занятиях, о резервах времени.

Полезно подсчитать потерю времени в классе за четверть, за год и сделать соответствующие выводы.

Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Незагруженное, пустое,
Часов и дней ненужный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
(С.Я. Маршак)

Что такое время, как оно измеряется? Как называется прибор, с помощью которого мы узнаем время? Зачем людям нужно знать время?

Стучит,
Бренчит,
Вертится,
Никого не боится,
Считает свой век,
А все не человек. (Часы)

Умеете ли вы определять время? Назовите сколько сейчас времени? Почему так говорят: "Делу - время, потехе - час"?

Перечислите все единицы времени, которые вы знаете (век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда).

Бежит стремглав минута.
Минута коротка,
Но за минуту можно
Найти звезду, жука,
Решение задачи и редкий минерал,
Который до сих пор ещё
Никто не открывал.
(С.Я. Маршак)

Учащиеся заранее выполняют творческую работу: 1 мин. Что я успел? Приложение1.

За 1 мин. я прочитал(а) : слов

За 1 мин. я присел(а) : раз

За 1 мин. я :

Минута

Дана лишь минута любому из нас,
Но если минутой кончается час -
Двенадцатый час, открывающий год,
Который в другое столетье ведет, -
Пусть эта минута, как все, коротка,
Она, пробегая, смыкает века.
(С.Я. Маршак)

Можно ли обойтись без измерения времени?

В мире существуют разные часовые полюса. Посмотрите, какая существует разница во времени. Приложение 2.

Приходилось ли вам самим рассчитывать время, чтобы не опоздать в школу?

Выполните творческую работу по расчету личного времени "Я собираюсь в школу". Заполните таблицу: день недели, начал собираться в школу, готов к уроку. Вычислите, за какое время (в среднем) вы можете собраться и дойти до школы, чтобы не опоздать на уроки.

Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперед,
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет.
(С.Я. Маршак)

Сколько времени тратят на то, чтобы умыться, убрать за собой, дойти до школы, магазина и т.д.

Очень эффективная мера борьбы с потерями времени - установление четкого режима дня.

Классный руководитель предоставляет слово учащимся, которые выработали для себя оптимальный режим дня, с учетом способностей, домашних условий, занятости в музыкальной школе, спортивной секции и т. д. В своих выступлениях ребята рассказывают, как помогает им соблюдение режима дня в учебе, спорте, отдыхе. Члены учебной комиссии докладывают результаты рейда по квартирам школьников, обращают при этом внимание на то, есть ли у одноклассников постоянное рабочее место, где хранятся тетради, учебники, есть ли домашняя библиотека, выполняется ли режим дня, выделено ли специальное время для приготовления уроков, помощи своей семье по дому и т. д.

Классный руководитель обращает внимание школьников на стенгазету, где помещены разные варианты режима дня, и предлагает им по окончании классного часа выбрать для себя один из наиболее приемлемых.

Далее учитель отмечает, что четкая организация дела, планирование работы всех видов, особенно тех, которые требуют дополнительных усилий (сочинения, доклады, рефераты и т. д.), позволяют экономить силы и время. Лучше всего записывать свой план работы в блокноте, тетради или личном дневнике.

Классный руководитель обращает внимание школьников на то, что труд и отдых - верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем. Учащимся предлагается рассказать о том, как они отдыхают.

Многие из них отдыхают неправильно: читают запоем детективную литературу лежа на кровати, просматривают все подряд передачи по телевизору, ведут бесконечные разговоры с друзьями по телефону и т. д.

Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись подробнее с принципами НОТ.

Вывешивается плакат "Условия разумного труда и отдыха".. Учитель читает и комментирует. В более подготовленном классе это делают сами учащиеся.

Условия разумного труда и отдыха.

  • Первое условие отдыха - хорошая работа. Когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом, вы чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили.
  • Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физического труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу, географию).
  • Начинайте с простого дела или с того учебного предмета, который вам дается легко. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки всего организма, а для этого необходимо время.
  • Не допускайте переутомления. Это достигается с помощью рациональной организации труда, а именно: при ясном понимании цели труда, точном расчете сил и времени, при строгой дозировке работы, применении рациональных приемов чтения, письма, счета, работы с книгой и т. д.
  • Помните, что одинаково вредно в любой работе как торопиться, так и медленно раскачиваться.
  • В основе отдыха должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снижающее усталость.

Литература.

  1. Бизнес-блокнот 80 листов. - М.: ООО "Хатбер- М". - 2004 г.
  2. Нисимчук А.С. Экономическое образование школьников. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -127 с.