Тема: "Вышивка". Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов

Разделы: Технология


Урок 1. Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов: «крест», гобеленовый шов.

Цель урока: ознакомиться с историей вышивания в России, основными приемами вышивания.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории,
  • ознакомить с композиционным построением узоров,
  • научить технике выполнения счетных швов,
  • формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусства – вышивке,
  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать координацию движений рук, исполнительские умения,
  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование: Презентация «Вышивка. Первый урок» (приложение), мультимедиапроектор, ПК.

Инструменты и материалы: пяльцы, канва 20*20 см, нитки мулине, набор игл с широким ушком, ножницы, тетрадь, фломастеры.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формирование мотивации.
  3. Объяснение нового материала
  4. Практическая работа
  5. Анализ и оценка урока.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

Учитель проверяет готовность учениц к уроку.

2. Формирование мотивации.

Учитель. Это первый урок нового раздела. Изучая вышивку, счетные швы, вы прикоснетесь к истории художественных народных промыслов, узнаете, как проводили свой досуг ваши прабабушки, увидите, как при помощи вышивки можно придать неповторимый вид обыденным вещам, одежде, украсить интерьер.

Учитель предлагает назвать основные мотивы народной вышивки данной местности и используемые швы.

Учитель подводит итоги, заостряя внимание на таких вопросах, как:

  • Откуда учащиеся получили данные сведения?
  • Где учащиеся могли видеть вышитые изделия?
  • Занимаются ли вышиванием в семье учащегося?
  • Кто занимается вышиванием?
  • Умеют ли учащиеся вышивать?
  • Почему нужно уметь вышивать?
  • Какие швы вы изучали и применяли в вышивке на уроках технологии в предыдущих классах?

3. Объяснение нового материала. Слайд 2.

Учитель объявляет тему урока и рассказывает об истории вышивки.

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Еще при археологических раскопках древних курганов были найдены остатки одежды, искусно вышитые шерстяными и шелковыми нитями.

На Руси вышивка применялась для украшения народного костюма, потому что одежду шили из домотканого полотна. Естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым. Вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Народная вышивка была связана с традициями, обрядами, передавалась из поколения в поколение. А городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой. Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красатой.

Слайд 3,4, 5. Учитель. Современные мастера используют не только старинные образцы, но и создают свои новые композиции. При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

  • какие швы будут использованы в работе;
  • назначение изделия;
  • расположение узора на изделии;
  • выбор цвета для его выполнения.

Все это - слагаемые понятия «композиция».

Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.

Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент.

Ритмично заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент.

Хорошим украшением центральной части изделия может служить центрический или розеточный орнамент.

Слайд 6. ученицам предлагается определить по фото вид орнамента.

Учитель предлагает учащимся в своих тетрадях с помощью цветных фломастеров по клеточкам нарисовать свою композицию, используя любой из видов орнамента.

По окончании работы оценивает рисунки, отмечая лучшие.

Учитель поясняет, что при выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счетные швы, крест или полукрест, счетную гладь, роспись, гобелен и другие.

Сегодня мы познакомимся с двумя из них: «крест» и гобеленовый. Вышивка счетными швами требует постоянного счета нитей ткани, а это значит, что нити должны быть хорошо видны. Для этого используют специальную ткань.

Слайд 7. Учитель просит ответить на вопрос:

«Какие инструменты и материалы нам понадобятся?» Учитель показывает иглы для вышивки, различные виды пялец, «канву», нитки «мулине», подробно рассказывая об их назначении.

Перед началом практической работы, ученицы вспоминают правила техники безопасности. Слайд 8.

4. Практическая работа. Слайд 9.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Учитель показывает выполнение стежков «крест» в вертикальном, горизонтальном и диагональном положении.

Учитель показывает выполнение гобеленового шва.

Учащиеся, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, впяливая ее в пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты и слайд, как наглядное пособие по этим операциям.

Учитель обходит рабочие места учениц, контролируя правильность выполнения операций, соблюдение техники безопасности.

5. Анализ и оценка урока. Слайд 10.

Учитель предлагает ответить ученицам на вопросы:

  • Что такое композиция?
  • Что такое орнамент?
  • Почему счетные швы получили такое название?
  • Какую ткань используют для вышивки счетных швов?

Учитель подводит итоги урока, вместе с учащимися просматривает выполненную работу, выявляют достоинства и недостатки работ, сравнивают работы учащихся между собой и оценивают их.

Домашнее задание: подготовиться к выполнению творческого проекта «Изготовление паспарту в технике ручной вышивки».