Организация использования ИКТ в процессе обучения математике

Разделы: Математика


Учёные всего мира давно выделили один из феноменов прогресса: зачастую появляются новые средства и научные идеи прежде, чем они востребованы человечеством. Ярким примером этого могут служить основные принципы построения систем современного образования, предложенные ещё Я.А.Коменским («Великая дидактика») на базе использования появившегося в то время носителя информации – печатной книги. Сегодня имеется новое средство – компьютер, более эффективный и универсальный носитель информации.

В последнее время всё большее внимание уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Естественно, сфера образования не могла стать здесь исключением. Более того, именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.

В частности, применение ИКТ в школе обусловлено следующим рядом факторов:

  1. Применение компьютерных технологий на уроках даёт возможность более наглядного представления изучаемого материала.
  2. Позволяет оперативно проверять уровень усвоения учащимися программного материала.
  3. Применение данных технологий на уроках отражает дух современности, в связи с чем всё происходящее на уроке воспринимается учащимися по-другому: с большим интересом, что в конечном итоге положительно сказывается на уровне их успеваемости.

Поскольку основная цель учителя математики – научить школьника думать, то математическое мышление – это не только знание аксиом и теорем, умение решать и доказывать, но и обобщать полученные знания, применять индукцию, использовать аналогию, умение выделить математическое содержание в какой-то конкретной ситуации.

Из тех задач, которые стоят передо мной, как учителем – предметником, сегодня наиболее важными я считаю такие:

  • Создавать на уроке условия для формирования у учеников приёмов учебной деятельности.
  • Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность как на уроке, так и вне его.

Психологи утверждают, что мы усваиваем в потоке информации

  • 30% того, что увидели;
  • 50% того, что услышали;
  • 70% того, что обсудили с другими;
  • 80%того, что испытали на собственном опыте;
  • 90%того, чему научили кого-нибудь.

Создать учебные ситуации, когда усваивается от 50 до 80% информации мне позволяет использование технологии деятельностного подхода в обучении математике и использование ИКТ.

Используя ИКТ в своей педагогической практике, я классифицировала компьютерные средства обучения по функциональному значению.

I тип. Презентация – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций использую такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Презентации - это электронные диафильмы, которые включают в себя анимацию, аудио-, видеофрагменты.

Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к ПК, причём с минимальными затратами. Кроме того, презентации активно используются мной для представления ученических проектов. В 2006-2007 уч. году презентация Крестьянниковой Яны для защиты исследовательской работы по математике «Пифагор и его учение» на районной школьной конференции.

Мною составлены презентации по основным разделам курса математики 5 класса по стандартам I поколения.

II тип. На своих уроках я часто использую материалы электронных энциклопедий, которые объединяют в себе функции демонстрационных и справочных материалов. В отличие от своих бумажных аналогов гипертекстовые энциклопедии обладают дополнительными возможностями и свойствами:

  • Они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • Удобная система навигации на основе гиперссылок.
  • Возможность включать в себя аудио-, видеофрагменты.

Наиболее часто на уроках я использую материалы энциклопедий «Кирилла и Мефодия», Википедии, Математической энциклопедии. По материалам энциклопедий дети пишут доклады, исследовательские работы, для себя я черпаю дополнительную информацию к урокам, внеурочной деятельности. В результате: уровень познавательной мотивации вырос с 12 % до 35% по результатам диагностики на начало года и второго полугодия.

III тип. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов. Данные сборники помогают мне при составлении КИМов по предмету и диагностике уровня усвоения знаний учащихся. Результат: широкий ассортимент форм и методов контроля ЗУН учащихся активизирует внимание и позволяет объективно и дифференцированно оценить знания учащихся.

IV тип. Программы – тренажёры, предназначенные для решения математических задач. Они выполняют функции дидактических материалов.(Например, программа вычисления корней полного квадратного уравнения, предлагающая учащимся самостоятельно найти решение и отслеживающая ошибки в процессе поиска). Результат: помощь в усвоении учащимся с низким уровнем знаний в поэтапном овладении материалом.

V тип. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая, удобная беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов.

VI тип. Электронные учебники и электронные учебные курсы. Применение данного вида компьютерных средств на данный момент используется частично из-за отсутствия локальной сети. Использование электронных учебных комплексов существенным образом повлияло бы на формирование познавательного мышления учащихся, самостоятельности выбора действий и способов решения различных видов математических задач. Также это позволило бы формировать и развивать мотивацию школьников к получению новых знаний, помогло бы и при создании ситуации успешности каждого ученика на уроке.

VII тип. Обучающие игры и развивающие программы. (Это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память, получая дополнительные навыки компьютерной грамотности.) (Например, «Путешествие в Вычисляндию») Результат: создаёт активную познавательную мотивацию на уроке, позволяет организовать внеклассную деятельность.

Огромную роль в процессе обучения играет и Интернет. С его помощью мы с детьми принимаем участие в дистанционных эвристических конкурсах. Компьютерные технологии помогают мне , как учителю при подготовке и проведении открытых уроков и мероприятий. В 2007-2008 учебном году совместно с учителем русского языка и литературы Бандуриной Г.Н. был проведён интегрированный урок по теме « Число. Имя числительное.» видеоматериалы с которого обработаны и в ближайшее время будут помещены на сайте школы.

Помогают компьютерные технологии и в научно-исследовательской деятельности: я второй год являюсь участником Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» - в 2006 – 2007 году на сайте фестиваля была опубликована статья «Учёт индивидуальных особенностей восприятия информации при обучении математике.», в 2007-2008 году подана заявка на публикацию конспекта открытого урока по теме «Обыкновенные дроби» с использованием ИКТ. В сентябре 2007 года поступило предложение из «Медиа – ресурсы» г.Пензы об обобщении педагогического опыта проведения открытых уроков, но по материальным причинам не смогла принять в нём участие.

Образовательный стандарт по математике предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, возникающих в окружающем мире ( у ученика сформирована учебная компетенция), умеет осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные технологии (у ученика сформированы исследовательская и личностно-адаптивная компетенции). Формирование названных компетенций достигается в результате освоения содержания образования, при этом необходимо использовать такие методы формирования и развития мотивации к изучению математике , как эмоциональные – учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений; познавательные – выполнение творческих заданий, социальные – создание ситуации взаимопомощи и сотрудничества. Всё это становится возможным благодаря использованию вышеперечисленных средств ИКТ.

Хотелось бы закончить словами В.С.Антипенко: «Человек создал себе помощника, облегчающего решение всех задач многократно! Так используйте и Вы, педагоги человеческих душ, это творение рук человеческих!»