Организация работы для развития способностей детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Существуют разные виды способностей (их выделяют в соответствии с теми видами деятельности, в которых они развиваются и проявляются, общие (влияют на успешность во многих видах деятельности) и специальные (существенны только для отдельных видов деятельности)).

У детей старшего дошкольного возраста замечается стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На примере из собственной практики: детям предлагается геометрический набор; составить из них как можно больше разных изображений. Если ребенок разбрасывает изображения хаотично, то результат обычно очень скромный, например: сложил домик, собачку - и идеи иссякли.

Если же он способен систематизировать собственные знания и вырабатывать на этой основе обобщенные стратегии, то получается значительно продуктивнее: например, находит стратегию "здание" и делает жилой дом, кинотеатр, замок, башня, затем выбирает стратегию "животные" и делает кошку, собаку, козу - и так практически до бесконечности.

Прививает умение "читать чертеж", умение мысленно расчленять сложную форму на составные части, устанавливать расположение частей относительно друг друга и относительно поверхности.

Развитие логического мышления.

Задача: "Как изменилась фигура"?

Цель: упражнять на трансформацию контура, конфигурации объекта путем добавления части или целой фигуры. Рис.1

Задача: "Выбери необходимое".

Цель: упражнение данной задачи направлено на приобщение детей к зрительному анализу предмета, группировку его из составных частей в условиях самостоятельного выбора. Рис.2

Творческая способность - это неотъемлемые качества одного ребенка. И главное внимание уделяется проявлениям интеллектуальной инициативы. Ребенок должен объяснить значение слов: листок, карандаш и ножницы. Но если в добавок к этому ребенок попытается как-то связать друг с другом объясняемые слова, хотя от него и не требуется (например: ножницы - вид инструмента, которым можно разрезать разные материалы, карандашом нарисовать на листе разные фигуры и разрезать ножницами).

Следовательно, необходимо создавать учебные ситуации, позволяющие детям получать несколько правильных ответов.

Задание: положите в ряд большой синий квадрат, большой красный квадрат, маленький зеленый квадрат, большой синий круг.

Вопрос: найдите "лишнюю фигуру", объясните свой выбор. (Возможные ответы: маленький зеленый квадрат, большой синий круг).

В процессе обсуждения заданий дети предлагают альтернативные подходы к решению и объясняют свой выбор.

Для развития творческих способностей были использованы приемы, разработанные по системе ТРИ (теория изобретательных задач).

Игра "Изобретатель"

Конструкция выполняется из пластилина или мелом на доске, карандашом, геометрическими фигурами.

Цель игры: основы проектирования и развитие элементов абстрактного мышления.

Моделирование как средство познания помогает детям открывать скрытые не посредством не воспринимаемые свойства вещей и их отношения.

По моделям сказок можно составлять задачи: "Красная Шапочка".

"Когда Красная Шапочка шла по лесу, чего вокруг было много?"

"Чего было больше? - деревьев или листьев?"

"Можно посчитать на сколько больше?"

"К бабушке домой пришли: сначала волк, потом внучка, потом два дровосека?"

"Сколько всего "гостей" пришло к бабушке?"

Задачи могут составляться не по реальной сказке, а только по моделям.

"По лесу шли дровосеки. Они несли три топора, при чем каждый из них нес по одному топору. Сколько шло дровосеков?"

"Девочка раздала животным пять котлет: каждой кошке по одной котлете, каждой собаке по две котлеты. Сколько было кошек и сколько было собак?"

Склонность к соревнованиям, к конкурентным формам взаимодействия одна из отличительных черт одаренного ребенка. При планировании занятий учитывались игры соревновательного характера.

Игра "Волшебные круги"

Игра дивергентного типа, для выявления оригинальности и гибкости мышления.

Задание: преврати кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение.

Для успешного интеллектуально- творческого развития окружающая среда должна быть максимально насыщена информационно. Это задание в группе математического уголка, использование различных энциклопедий, создание мини-лабораторий в группе.