Современные формы экологического образования младших школьников

Разделы: Начальная школа


Обще известно, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Поэтому очень важен в экологическом образовании начальный этап школьного обучения, на котором эти взаимоотношения учащихся с природной средой систематизируются и обобщаются. Осуществляя работу по экологическому образованию младших школьников, ставлю следующие задачи:

  • Формировать основы экологической культуры через понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы.
  • Научить учащихся строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать действенное отношение к окружающей природе, умение беречь её и охранять.

Успешному решению поставленных задач, способствуют разнообразные формы работы. В частности, широко использую уроки - путешествия, уроки - игры, экскурсии, этические беседы, обобщающие уроки, уроки - конференции, которые позволяют раскрыть мир природы через различные виды ощущений, характерных для всего живого, дать элементарные сведения о неживой природе и живой природе, развить познавательные интересы. При применении этих форм использую различные приёмы: инсценировка, чтение стихотворений, сказок, викторина, кроссворд, ребус, загадки, что способствует пробуждению интереса к живому, восприятию гармонии и красоты природы.

Остановлюсь на значимости некоторых форм, методов и приёмов работы и их содержании.

Особое внимание уделяю экскурсиям на природу, в ходе которых дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. На экскурсиях дети получают знания о единстве и разнообразии природы, кроме этого у них развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт. Экскурсии организую в городской парк, сквер, аллеи. Учащиеся не являются пассивными наблюдателями, а активно участвуют в практической природоохранной деятельности: подвязывают сломанные веточки, собирают корм для зимующих птиц, развешивают кормушки, изготовленные собственными руками и др.

Таким образом, экскурсия помогает сформировать у моих воспитанников не только экологические знания, но и применить их на практике.

Младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходной от периода, когда ведущей деятельностью является игровая деятельность, к периоду, когда ведущей деятельностью становится учебная. Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности для младших школьников, формирующий их характер. В связи с этим я успешно использую игровые методы обучения в экологическом образовании, поскольку они обладают хорошей эффективностью, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, мышления.

Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. Игры придают урокам эмоциональную окраску, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Поэтому я систематически провожу уроки - игры, игры - путешествия, на которых использую игровые методы обучения. Они способствуют формированию у младших школьников мотивации к обучению экологии.

Содержание дидактических игр, включающихся в такие уроки, разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья. Это такие игры, как "Узнай и назови", "Кто, чем питается?", "Кто, где живёт?", "Что на дереве растёт?" и др. Традиционные игры с правилами, в том числе и подвижные, насыщенные экологическим содержанием, также широко использую в практике своей работы. Это, например,

подражание повадкам животных, занесённых в Красную книгу, или игры с мячом с называнием тех же животных. Часто заканчиваю урок, используя фиксацию экологической информации в разных модальностях. Например, проведя основную часть урока в достаточной степени насыщенную экологически значимой информацией, прошу школьников нарисовать то, что им показалось наиболее симпатичным или важным в проведённом уроке или вылепить что-либо на тему урока. Дети младшего школьного возраста охотно выполняют такие задания, так как они естественным образом вписываются в привычные для них развлечения или игры.

Игры - путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизирую учащихся интересным сюжетом игры, личным участием детей в игре, их устными сообщениями, переживаниями. Примерами используемых мною игр являются: "Путешествие по природным зонам", "Путешествие по родному краю", "Путешествие с Красной книгой", "По страницам каменной книги", "Тайны зимнего леса", "Путешествие на родину комнатных растений". Игры - путешествия в основном провожу на обобщающих уроках.

С целью формирования высокой экологической культуры поведения в природной среде применяю учебную природную тропу. В качестве экологической тропы я выбираю городской парк, разрабатываю маршрут, остановки, отмечаю объекты для наблюдений. Каждая остановка имеет своё название, например, "Руки дружбы - природе", "Защитим пернатое племя", "Все на свете друг другу нужны". Каждый объект, расположенный на тропе, обозначен порядковым номером. Отбираю из материала, содержащего эколого-биологическую характеристику каждого природного объекта, для рассказа или беседы то, что считаю наиболее целесообразным для каждого конкретного случая, помня об основном назначении учебной тропы - её экологической направленности. Поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяю мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определённые условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища; с насекомыми, служащими им кормом и т.д.

Человек использует растения для своей жизни - они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом. В свою очередь человек должен стараться рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки.

Так постепенно, подвожу учащихся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью, вместе определяем правила экологически грамотного поведения.

Таким образом, экологическая тропа - это такая форма экологического образования, которая позволяет организовать с детьми интересную работу, расширяет кругозор учащихся, развивает, воспитывает их, способствует изменению отношения ребят к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам и действиям других людей.

Систематически провожу этическую беседу как форму деятельности по экологическому образованию, которая позволяет мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. В ходе этической беседы ребята учатся находить многочисленные связи в природе: между растениями и животными, животными - хищниками и жертвами, природными условиями среды и её обитателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения. Этическую беседу применяю на уроках, экскурсиях, во внеурочное время для анализа экологических связей в ситуациях "Почему погиб птенец?", "Бездомный кот", "Нелюбимые животные", "Сорванные цветы", при анализе отрывков произведений писателей - натуралистов, при отгадывании загадок и использовании пословиц, сказок, музыки, наблюдений. Доверительная обстановка беседы, соучастие в ней каждого учащегося со своими мыслями, чувствами, выводами способствует становлению личностной позиции ребёнка.

Использую разнообразную тематику этических бесед по экологии: "Природа просит защиты", "На страже зелёного друга", "Мы учимся у природы", "О чём поют птицы" и др.

В ходе этических бесед с погружением учащихся в реальную или вербальную ситуацию нравственного выбора, затрагивающую эмоции и чувства, с помощью вопросов и заданий постепенно подвожу детей к собственным выводам и заключениям. Таким образом, этическая беседа имеет важное мировоззренческое значение. Она способствует формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

День природы - одна из важных форм работы по экологии. В этот день внимание учащихся направлено на изучение природного окружения - среды обитания человека, многообразия растений и животных, оказания практической помощи объектам природы, укрепления своего здоровья и, главное, на овладение методами изучения природы. Широко применяю при проведении Дней природы сюжетно-ролевые игры экологического характера, походы в природу, трудовые десанты, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Во время их проведения школьники оказывают практическую помощь природе, например, очищают от мусора берег живописного водоёма, участвуют в очистке леса от сухостоя. Во время трудовой операции дети собирают интересные коренья, причудливые ветки, шишки и плоды, а позже в школе делают всевозможные поделки из собранного материала, приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

По моему мнению, огромную роль в экологическом образовании младших школьников играют обобщающие уроки. Используя их в курсе природоведения, я решаю проблемы систематизации и закрепления экологических знаний учащихся, развиваю у ребят способность анализировать материал, сравнивать, рассуждать и самостоятельно делать выводы и заключения.

Работа над обобщением знаний даёт возможность установить связь предметов и явлений природы, выявить и объяснить закономерности. Изучение взаимосвязей, существующих в окружающем мире, играет большую роль в формировании экологической культуры школьников, в становлении ответственного отношения их к природе. Это долгий и сложный процесс. Его суть не только в овладении экологическими знаниями и умениями, но и в развитии мышления, эмоций детей, их деятельности по защите, уходу и улучшению окружающей среды.

Помимо этого, обобщающие уроки выполняют и контрольно-оценочную функцию. Кроме этого, на обобщающих уроках существует возможность использовать межпредметные связи, разнообразный дидактический материал, ТСО, что повышает активность учащихся, а, следовательно, эффективность урока.

В день проведения урока класс в праздничном убранстве: на стенах стенды с рисунками и сочинениями учащихся, на партах поделки из природных материалов, самодельные книжки - малютки о природе, на классной доске записаны пословицы, поговорки, загадки, репродукции с картин русских художников. Обобщающие уроки оставляют у детей неизгладимое впечатление, прочные знания и глубокое эмоциональное отношение к образам вечно меняющейся природы, её красоте и многообразию, неразрывной связи человека с природным окружением.

Считаю, что разнообразные формы проведения уроков способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.