Полноценное физическое развитие и здоровье детей

Разделы: Работа с дошкольниками


На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения состояния физического, психического и социального здоровья детей, поэтому проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой, так как от уровня здоровья, образованности зависит трудовой потенциал страны в ближайшем будущем.

Поэтому первостепенной задачей нашего дошкольного учреждения мы считаем охрану жизни и укрепление здоровья детей, их физическое развитие в процессе воспитания и обучения. На ее решение направлены усилия всего коллектива.

В связи с вышесказанным, мною, как заместителем заведующей по воспитательно-методической работе, были определены следующие направления в работе:

  • рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • рациональная организация двигательного режима;
  • систематизация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • совершенствование работы по развитию физических и нравственно-волевых качеств личности;
  • решение физкультурно-оздоровительных и воспитательных задач в тесном взаимодействии медицинских работников, педагогов и семьи.

Основными принципами, которыми руководствуюсь в своей работе, являются:

  • Принцип оздоровительной направленности. Педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка, он обязан обеспечить рациональный двигательный режим, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. Целесообразность проведения любого мероприятия рассматривается с позиции здоровья каждого ребенка. При введении новшеств в педпроцесс следует помнить главное правило «Не навредить здоровью»;
  • Принцип индивидуализации. Планируя работу, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: обеспечивается для каждого оптимальная физическая нагрузка и моторная плотность; индивидуальный темп двигательной активности и не допускается заорганизованности; идея индивидуализации учитывается и в составлении режима дня и при организации закаливания, в работе с детьми, имеющими недостатки в развитии или опережающими сверстников;
  • Принцип единства с семьей. Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания и оздоровления. Положительные результаты в оздоровлении дошкольника возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и семьи, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. В повседневной деятельности необходимо развивать у детей понимание того, что здоровый образ жизни включает в себя умение человека вести активный образ жизни.

Большое внимание уделяется ин­дивидуальной работе с детьми на про­гулке. Педагоги отдают предпочтение подвижным играм с небольшими груп­пами дошкольников. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носо­вого дыхания, углублению выдоха, улучшению дыхания в целом. В этих целях педагоги используют такие игры, как «Филин», «Лети, перышко», «Кошка и мышка», «Ваньки-встаньки», «Увернись» и др.

В ДОУ ежегодно планируются мероприятия по ЗОЖ. В ходе анализа мероприятий, организованных в МДОУ с воспитанниками был выявлен широкий спектр, проводимых с детьми организационных форм деятельности:

  •  занятия: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», сюжетное занятие «Озорные лягушата», «Будь осторожен с огнем», «Если в доме начался пожар», «Правила поведения при пожаре», «Правила уличного движения», «Обязанности пешеходов», «Хороший – плохой огонь», «Как ребенку не попасть к злому волку прямо в пасть», «Вечный двигатель», и т.д.
  • театрализованная деятельность «Жили – были автомобили или автобол», настольный театр «Три сигнала светофора или опасные ситуации на улице и во дворе», театрализованное представление по правилам дорожного движения «Хочу водить машину», «Вкусное молоко» театрализованное представление для детей всех возрастных групп, «Праздник смеха», и др.
  • спортивные развлечения спортивный праздник «Азбука безопасности», «Мы пожарные», «Зов джунглей», «Шел в лесу колючий ёжик».
  • познавательно - музыкальная викторина - «Я знаю: это опасно!»
  • целевые прогулки «Наблюдение за светофором», «Я – пешеход и пассажир»
  • развлечения «Как мы боремся с огнем», развлечение на воде для младших групп «Веселые дельфины», «В мире музыки и танца» музыкальное развлечение – игра, «Посвящение в юные художники» праздник МУЗО + ИЗО
  • выступление агитбригады «Пилигрим» «Движение без опасности».

С помощью этих мероприятий у детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными, уметь обслуживать и вести себя так, чтобы не причинять вреда себе и другим, с помощью взрослого ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую еду, быть чистым, следить за чистотой одежды и обуви, помещения и окружающей среды. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Непременным источником здоровья ребенка является также обеспечение определенного уровня валеологической грамотности детей, формирующих культуру здоровья и здорового образа жизни.

Говорят, именно в детстве человек получает основную базу знаний, именно в это время формируется система жизненных ценностей. С малых лет человек начинает, прежде всего, учиться ценить жизнь. Правда, учеба эта происходит большей частью в виде игры. Поэтому педагоги нашего ДОУ строят свою работу таким образом, чтобы детям было и интересно и поучительно. Так в ходе двухмесячника были проведены такие организованные формы работы как тематические акции «Путешествие в страну здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух», недели здоровья «Детский сад - наш общий дом, в нем здоровыми растем»

Цель тематических акций и недели здоровья:укрепления физического и психического здоровья детей, их развития и эмоционального благополучия, повышения естественной потребности ребенка в движении и воспитание привычки к здоровому образу жизни. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и оздоровления дошкольников.

Основные задачи

  • Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать функциональные возможности детей, улучшать их работоспособность. Удовлетворять потребность детей в движении.
  • Организовывать разнообразные формы работы с детьми, направленные на укрепление здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни. Помимо традиционных форм работы с детьми (занятия, беседы, дидактические и подвижные игры) используются и нетрадиционные: практические занятия, направленные на закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни; праздники направленные на формирование валеологических представлений и спортивные праздники.
  • Внедрение активных форм работы по повышению культуры здоровья воспитанников, родителей, педагогов.
  • Расширение информационного пространства по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
  • Усиление роли специалистов образовательного учреждения в укреплении здоровья и воспитании привычки к здоровому образу жизни воспитанников и их родителей.

Тематическая акция «В здоровом теле – здоровый дух»
 


Мероприятие

Ответственный

Месяц

Итоговый документ

Работа с детьми

1.

Конкурсная программа по ОБЖ «Поступаем правильно»

Музыкальный руководитель

сентябрь

Конспект

2.

Творческая деятельность детей «Я расту, и здоровье берегу» (составление рассказов, продуктивная деятельность)

Воспитатель

октябрь

Конспект

3.

Занятие «Сохрани свое здоровье сам»

Воспитатель

октябрь

Конспект

4.

Развлечение «В пестром хороводе»

 Музыкальный руководитель

октябрь

Конспект

5.

Спортивный праздник «Зимние забавы»

Инструктор физического воспитания

октябрь

Конспект

6.

«Папа» - мяч и «мама» - мяч» - комплексное занятие для всех групп

 Инструктор физического воспитания

октябрь

Конспект

7.

Разучивание «Трех золотых правил» мытья рук перед едой

Воспитатель

ноябрь

Конспект

8.

Д/ игра «Что полезно для зубов?»,
Занятие «Крепкие, крепкие зубки»,
Речевые игры «Какая паста», Занятие «Подружись с зубной щеткой»

Воспитатель

ноябрь

Конспект

9.

Чтение сказки И. Семеновой «Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой»

 Воспитатель

ноябрь

Конспект

10.

 Уроки ритмики «Лесная сказка» Танцевально-игровая программа

 Музыкальный руководитель

ноябрь

Конспект

11.

Занятие в младших группах «Куклы любят физкультуру»

Инструктор физического воспитания

ноябрь

Конспект

12.

Конкурс декоративной поделки «Подарок юному пешеходу»

Воспитатель ИЗО

ноябрь

Справка, фото

13.

«Секреты здоровья» Музыкально-театральное представление

Музыкальный руководитель

ноябрь

Конспект

14.

«Красный, желтый, зеленый» праздник, посвященный ознакомлению с ПДД»

Музыкальный руководитель

ноябрь

Конспект

Работа с родителями

1.

Оформление папки «Оздоровительные процедуры в детском саду»

Воспитатель

сентябрь

Материалы

2.

Изготовление папки-передвижки «Расти, малыш здоровым!»

Воспитатель

сентябрь

Материалы

3.

Информационное письмо. «Прогулки с детьми в лес»

Воспитатель

сентябрь

Материалы

4.

Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»

Воспитатель

октябрь

Материалы

5.

Газета «Здоровейкино»

Воспитатель

октябрь

Материалы

6.

Советы «Уникальный период в жизни человека»

Воспитатель

ноябрь

Материалы

7.

Дискуссионный клуб для родителей «О здоровье – всерьез»

Воспитатель

ноябрь

Материалы

8.

Выставка творческих работ «Семейка Здоровейка!»

Воспитатель

ноябрь

Материалы

9.

Консультация «Спорт начинается с картинок»

Инструктор физического воспитания

ноябрь

Материалы

Неделя здоровья «Детский сад - наш общий дом, в нем здоровыми растем»

Мероприятие

Ответственный

Дата

Итоговый документ

1.

«Турнир смелых, сильных, ловких»

Инструктор физического воспитания

 

Конспект

2.

Беседа «Если хочешь быть здоров, закаляйся»

Воспитатель

 

Конспект

3.

«Танцуем, играем, поем – здоровыми растем» - развлечение с элементами оздоровительной гимнастики

Музыкальный руководитель

 

Конспект

4.

Беседа «Привычки, какие они бывают»

Воспитатель

 

Конспект

5.

Тематическое занятие: «Я здоровым стать хочу»

Воспитатель

 

Конспект

6.

Тематическое занятие: «Витаминки для зайчат»

Воспитатель

 

Конспект

7.

Тематическое занятие: «Нам водичка добрый друг»

Воспитатель

 

Конспект

8.

Эстафеты для подготовительных групп «Зигзаги ловкости»

Инструктор физического воспитания

 

Конспект

9.

Занятие: «Мы рисуем страну Здоровья»

Воспитатель ИЗО

 

Рисунки

10

Игра-инсценировка «Кукла Маша собирается на прогулку»

Воспитатель

 

Конспект

11

Развлечение «Будь здоров, расти большой»

Инструктор плав. бассейна

 

Конспект