Рукава - важная часть изделия

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Способствовать формированию представления о видах рукавов по покрою. Ознакомить с краткими сведениями из истории рукава.
  2. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Методическое оснащение урока:

  • изображение рукавов разных исторических эпох;
  • карандаши,
  • бумага.

Методы обучения:

  • лекция,
  • объяснение,
  • практическая работа.

Словарная работа:

  • втачной рукав,
  • рукав реглан,
  • цельнокроеный рукав.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • заполнение учителем классного журнала;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана урока.

2. Актуализация знаний учащихся:

2.1. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, что бы определить тему урока:

  1. Деталь изделия, вырезанная из бумаги (выкройка)
  2. Ножницы - это….. (инструмент)
  3. Бывает творческий и архитектурный (проект)
  4. Законодательница в одежде (мода)
  5. Изменение формы деталей изделий и их художественное оформление (моделирование)

В выделенных клетка должно получиться слово “рукав”.

2.2. Записываем тему урока.

3.Изложение нового материала.

3.1. Историческая справка.

Одежда большинства древних народов- египтян, персов, ассирийцев, греков не имела рукавов. Они появились значительно позднее.

В средневековую европейскую одежду рукава пришли из Византии. Они имели порой самую разнообразную форму.

В ХV-XVI вв. рукава пышно украшаются: их прошивают тесьмой, простегивают узором, делают с прорезями, вышивкой. Типичными для женской одежды XVIII в. стали полудлинные рукава с кружевной оборкой, а также очень короткие, так называемые буфы.

В начале XIX в. появились очень широкие и пышные рукава, которые имели много названий (жиго, бараний окорок, слоновые). По окату рукава часто присбаривались, сужаясь к запястью. Для поддержания этих довольно сложных форм рукава дублировались специальными жесткими прокладочными материалами или крахмалились. Плавно спускаясь с плеча, они подчеркивали его покатость и хрупкость шеи.

В конце XIX в. главенствует конусообразный рукав, широкий в плечах, суживающийся к запястью и плавно обхватывающий его. Используются также “ветчинные рукава”, которые отрезались на сгибе руки, так что оставались вздутыми только на верхней ее части, а в нижней плотно ее облегали.

XX в. умерен в экспериментировании с рукавами. Тем не менее, и тут явствует стремление оживить одежду с помощью выразительной формы рукавов. В наши дни используется большое разнообразие форм и покроев рукавов, отличающихся красотой и комфортностью. Нередко используются глубокие проймы рубашечных рукавов или реглана, ластовицы отрезные или цельновыкроенные, а также рукава, которые могут видоизменяться (т.е. отворачиваться или пристегиваться к пройме).

Рукава - важная часть изделия. От правильного раскроя и пошива рукавов во многом зависит внешний вид изделия и удобство его в носке.

По покрою рукава делятся на три вида:

  • Втачной;
  • Реглан;
  • Цельнокроеный.

Виды втачных рукавов:

  • Прямой;
  • Узкий;
  • Расширенный книзу;
  • “фонарик”;
  • “крылышко”.

Нижние срезы длинных прямых рукавов часто обрабатывают манжетами: прямыми замкнутыми или с обработанным краем - их застегивают на пуговицы и петли.

Манжета может быть цельнокроеной или состоять из двух деталей: верхней и нижней части манжеты. При обработке нижнего среза рукава манжетой длину рукава уменьшают на половину ширины манжеты.

4. Практическая работа “Модельеры”.

Вводный инструктаж учителя:

  • Сообщение названия практической работы;
  • Разъяснение задач практической работы:

Учащиеся делятся на группы (по 2-3 человека). Задача каждой группы: зарисовать модели одежды различных функциональных групп с рукавами, предложенными учителем. (первая группа – цельнокроеный рукав; вторая группа –втачной рукав “крылышко”; третья группа- рукав реглан, и т.д). В коллекции должно быть не менее пяти моделей.

6 Закрепление знаний учащихся.

  • Какие мерки нужно снять для построения чертежа основы рукава?
  • Почему все мерки для построения чертежа рукава записывают полностью?

7. Рефлексия

На листе бумаге записать:

  1. Существительное, относящееся к уроку;
  2. Прилагательное, относящееся к уроку;
  3. Пожелание, относящееся к уроку;

8.Уборка рабочих мест.

9. Подведение итогов урока:

  • Сообщение учителя о достижении цели урока;
  • Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда уч-ся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники уч-ся;
  • Сообщение о теме следующего урока;