Занятие из цикла "Знатоки литературы" по мультсказке В.Коростелёва "Вовка в Тридевятом царстве"

Разделы: Начальная школа


Подготовительная работа:

  • чтение киносказки В.Н.Коростылёва «Вовка в Тридевятом царстве»,
  • просмотр одноимённого мультфильма.

Ход занятия

1. Краткие сведения о мультипликации.

Сегодня мы с вами знакомимся с особенным жанром детской литературы – киносказкой. Это сказка, напечатанная уже после того, как на экраны вышел мультипликационный фильм, имеющий это же название.

Встреча с новым мультфильмом всегда таит в себе радость встречи с новым, неоткрытым ранее миром. Этот мир – реальный, сказочный, фантастический, волшебный – создают в тесном творческом содружестве режиссёр, художник-постановщик и художники-мультипликаторы. (Карточки с названия профессий постепенно помещаются на доску). Их персонажи – рисованные или кукольные – показаны на экране с помощью покадровой съёмки.

Слово «мультипликация» в переводе с латинского языка означает «умножение». Так как в кинопроекторе лента движется со скоростью 24 кадра в секунду, то все они сливаются в одно непрерывное изображение. Но стоит остановить плёнку, как иллюзия движения исчезнет, и на экране застынет неподвижное изображение.

Каждый отдельный кадр создают художники – мультипликаторы. В рисованном фильме («Вовка в Тридевятом царстве») каждый кадр рисуется отдельной картинкой, а потом производится монтаж, т.е. картинки соединяются в одну киноленту. Если мультфильм кукольный («Крокодил Гена», «Чебурашка»), то сначала изготавливаются все куклы, а потом каждый кадр создаётся на столе (куклы расставляются в нужное место, в нужных позах) и фотографируется, а затем все отснятые кадры соединяются в одну киноленту. Это очень долгий и трудный процесс. На создание одного мультфильма, который длится на экране 10 минут уходит от нескольких месяцев до нескольких лет.

Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве» появился на экранах в 1973 году и сразу понравился зрителям. Его создатели: автор сценария В.Н.Коростылёв, режиссёр Б.Степанцев, художники-постановщики А.Савченко, П.Репкин, художники-мультипли-каторы О.Геммерлинг, Г.Аркадьев.

2. Сравнение мультфильма и текста сказки в книге.

-А чем, ребята, мультфильм понравился юным зрителям, как вы думаете?

-С какой целью он создавался?

-Вы читали дома мультсказку «Вовка в Тридевятом царстве». Чем же отличается эта сказка на страницах книги от сказки на экране?

(Ответы детей:

-Мультфильм яркий, красочный, «живой», а в книге неподвижные картинки, хоть и тоже яркие.

-С экрана звучат музыка, песни героев, а в книге всё это короче.

-Однако, читая книгу, мы можем сами придумывать, с какой интонацией говорят герои, что они хотят выразить своими словами, а в мультфильме за нас это уже сделали актёры, которые озвучили героев.

-В книге прописаны слова автора – что делает герой, куда пошёл и т.д., а в мультфильме это всё выражено действиями героев, дополнительными репликами).

-А как вы считаете, что интереснее: смотреть мультфильм или читать сказку в книге? (Подвести детей к тому, что и то, и другое интересно и нужно)

3. «Вспомни маршрут Вовки»

На доске иллюстрации из книги, расположенные в произвольном порядке. Нужно соединить их в том порядке, в каком происходили события в сказке. (иллюстрации см. в Приложении)

4. Вспомним героев сказки.

Библиотекарь Анна Ивановна случайно уронила книгу сказок на пол, и все слова в тексте перемешались. Попробуйте разобраться, какие герои скрыты в получившихся строчках:

СТАРИК – ИК + ПУХ – П + АИСТ – ИСТ = (старуха)

ЛАВА – ЛА + СИЛА – А + КИСА – К = (Василиса)

МОЛОТОК – ТОК + ДОМ – ОМ + ЦЫГАН – ГАН = (молодцы)

ПЕКАРЬ – КАРЬ + ДОЧКА – ДО = (печка)

5. «Сложи пазлы» (групповое задание)

Каждой группе предлагается разрезанная картинка – иллюстрация какого либо эпизода сказки. Группы соревнуются, кто быстрее соберёт свою картинку. (используются копии иллюстраций, данных в Приложении)

6. «Математика в сказке»

1)

Имею я пирожных горы,
И есть, что есть, и есть, что пить.
Но крашу, крашу я заборы,
Чтоб тунеядцем не прослыть.

-Кто в мультфильме поёт эту песенку? (царь)

Царь предлагает вам такую задачу:

Начиная красить забор, я покрасил первой доску, которая была 6-й от начала забора и 9-й от конца забора. Сколько досок в заборе, окружающем моё царство?

Ответ: 14 досок

2)

Поработаем до поту,
Сосчитаем за урок:
Сколько надо шлакоблоков,
Чтоб дворец построить смог?

-А это чья песенка? (Василисы Премудрой)

Пожалуйста, решите её задачу:

Мне нужно возвести дворец в 4 этажа. Для самого нижнего этажа мне необходимо 10 шлакоблоков, а на каждый последующий этаж на 2 шлакоблока меньше, чем на предыдущий. Сколько нужно шлакоблоков на постройку всего дворца?

Ответ: 28 шлакоблоков

3)

Сделать надо нам расчёт:
Как из труб вода течёт?
Что откуда вытекает?
Арифметике почёт!

-Кто исполняет эту песенку? (другая Василиса)

Её задача такова:

В озеро, где плавают лебеди, проведены 2 водопроводные трубы для постоянной очистки воды. Когда трубы закрыты, в озере ровно 100 вёдер воды. Если трубы открыть, то через одну трубу в озеро вольётся 30 вёдер воды, а через другую выльется 50 вёдер. Сколько вёдер воды станет в озере?

Ответ: 80 вёдер.

4) Кто «помогал» Вовке выполнять его желания в Тридевятом царстве? (Двое из ларца – одинаковы с лица)

Почему их так звали? Каким было первое желание Вовки?

(мороженого, пирожных, конфет)

Исполняя это желание Вовки, Двое из ларца съели за него 15 мороженых, столько же пирожных, а конфет столько, сколько мороженых и пирожных вместе. Какого количества сладостей лишился Вовка?

Ответ: 60 сладостей.

7. «Волшебство перевоспитания»

- Почему же Вовке всё-таки захотелось прочитать книгу «Сделай сам»?

- Почему Вовка решил, что умение делать всё самому лучше, чем волшебство Золотой Рыбки и помощь братьев-молодцев?

- Кому бы из вас хотелось быть таким, каким был Вовка в начале сказке? А таким, каким он стал в конце?

- Прочитав книгу «Сделай сам», сказочный Вовка тут же всё стал уметь делать. Может ли в жизни совершиться всё так же быстро? А что в жизни нужно для того, чтобы всему научиться?

8. Итог занятия.