Дифференциация фонем [Р], [Р'] по лексической теме "Птицы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательная:

  • Формирование и расширение знаний детей о птицах родного края.

Коррекционные:

  • Автоматизация звуков [Р], [Рь] в словах, предложениях.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Формирование и усиление ротовой воздушной струи.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно - вибрационный и акустический контроль.

Воспитательная:

  • Привитие любви к живой природе,

Оборудование:

  • Таблица артикуляционно- акустического образа звука.
  • Силуэты птиц (четырех цветов: красный, синий, желтый, зеленый)
  • Картина с изображением кормушки с птицами (ворона, синица, сорока, воробей, снегирь).
  • Таблица гласных звуков.
  • Мультимедийное оборудование.
Этапы Содержание Примечание
Организацион-ный. Сядет тот, кто назовет птицу, в названии которой есть звук [Р] или [Рь].

Психогимнастика.

Представьте, что вы птицы. Покажите, как вам холодно и голодно. Вам насыпали крошек, изобразите, что вы испытываете.

Звучит запись с голосами птиц
Сообщение темы занятия. Отгадайте мои загадки.

В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.

Чик - чирик! К зернышкам прыг!

Клюй не робей! Кто это? (Воробей)

На шесте дворец, Во дворце певец,

А зовут его: (Скворец)

- Какой звук слышится в слове вор-р-робей?

В слове сквор-р-рец?

- Вы, наверное, догадались, что тема нашего занятия звуки [Р] и [Рь].

Правильно и красиво произносить эти звуки сегодня помогут нам птицы.

 
Анализ артикуляцион-но акустического образа звука. Положение губ зависит от последующего звука.

Зубы сближены.

Язык "чашечкой" за верхними зубами, Кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует.

Голосовые складки работают.

Звуки [Р] и [Рь] согласные, звонкие, твердый звук [Р], а звук [Рь] мягкий.

- Почему звук согласный? Звонкий? Твердый? Мягкий?

- Какой буквой обозначается звук [Р] на письме?

Дыхательная гимнастика в сочетании с артикуляционной.

- Для того, чтобы легко и четко произносить звуки [Р] и [Рь] давайте попоем, как птички, но произносить будем только гласные 1-го ряда. Сначала нужно сделать вдох через нос и на выдохе потянуть только один гласный звук, затем вдох и на выдохе тянем уже два гласных звука и так до конца ряда. При этом не забываем активно артикулировать органами речи.

Пальчиковая гимнастика.

- Отгадайте загадку:

Летает, а не птица. Что это?

- Самолетами у нас будут карандаш и ручка. Возьмите карандаш и положите его на середину среднего пальца правой руки. Это у нас большой самолет: вот большой самолет отправляется в полет. Мотор заработал: Р-Р-Р:

- Теперь положите ручку на середину среднего пальца левой руки. Вот маленький самолет отправляется в полет: Рь-Рь-Рь:

Таблица артикуляционно - акустического образа звука.

Приложение 1

Слайды.

Таблица гласных 1-горяда:

А -АО-АОУ-АОУЫ

Простой карандаш, ручка на каждого ребенка.

Произнесение звуков в слогах. Развитие просодии. Развитие фонематического слуха. - К нам прилетела птица. Скажите, как ее зовут? (ВОРОНА).

- Как можно назвать птенцов вороны? (ВОРОНЯТА).

- Один вороненок выглянул из гнезда и удивился. Послушайте и запомните, какие звуки он издает, затем представьте себя маленьким вороненком и повторите эти звуки.

КРА-КРО-КРУ

(Дети по желанию тоненьким голосом изображают крики вороненка).

- Послушайте и запомните, как ворона пригрозила вороненку:

КРА - КРУ - КРО - КРЫ

(дети повторяют низким голосом).

 

Изображение на слайде: ворона.
Произнесение звуков [Р], [Рь] в словах. Падежное управление. - Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли: Назовите птиц, которые прилетели в кормушку, в названии которых есть звук [Р]. (ворона, сорока, воробей, коростель)

- На кормушке появились птицы со звуком [Рь] (снегирь, свиристель)

- Не могут прилететь к кормушке птицы, которые живут в лесу:(куропатки, тетерева, рябчики, кедровки, глухари).

- Кого мы увидели на кормушке?

(воробьев, ворон, сорок, свиристелей, снегирей.)

- Какие это птицы? (Зимующие).

- Наступила весна. С юга вернулись снегирь, свиристель - - Мы радуемся встрече с :

грачами, скворцами, жаворонками, трясогузками, журавлями.

- Какие это птицы? (перелетные).

Картинки:

Кормушка с птицами -

ворона, сорока, воробей, коростель; снегирь, свиристель.

Птицы - куропатки, тетерева, рябчики, кедровки, глухари; грачи, скворцы, жаворонки, трясогузки, журавли).

Физминутка. Как на нашем на лугу стоит чашка творогу.

Прилетели вдруг тетери, поклевали, улетели.

Слайды.

Выполнение движений на слова текста.

Развитие памяти и внимания. Игра: "Кто улетел?".

- Посмотрите внимательно на птиц и

постарайтесь запомнить. Когда вы закроете глаза, одна из птиц "улетит", вы должны назвать, какой птицы не стало.

Слайды с изображением птиц - ворона, снегирь, воробей, тетерев, трясогузка, рябчик).
Звуко - слоговой анализ и синтез. - Налетел ветер и перепутал слоги в словах. Узнайте название птицы, сложив правильно слоги: КА-РО-СО, ЧИК-РЯБ. Изображение слогов на слайде.
Согласование числительных с существитель-ным. - Сосчитайте: рябчик, сорока (1,2,3,4,5).

Гимнастика для глаз. Не поворачивая головы, найдите глазами птицу: красную, зеленую, синюю, желтую.

Изображение птиц - рябчик, сорока на слайде.

Четыре силуэта птиц разного цвета, расположенных в разных частях экрана - красная, зеленая, синяя, желтая.

Автоматизация звука [Р] через формирование семантическо-го поля. - Подберите как можно больше однокоренных слов к слову ВОРОНА. (Ворон, вороны, вороненок, воронята, ворониха, вороний:) Слайд с изображением птицы вороны.
Автоматиза-ция звуков [Р], [Рь] в предложениях. (Восстановление деформированного текста). - Послушайте, какие предложения составил Незнайка, и помогите исправить допущенные им ошибки.

- Юркий воробей собирать крошки.

(Юркий воробей собирает крошки).

- Хитрый ворона ест корку хлеба.

(Хитрая ворона ест корку хлеба).

- Тетерева жить в лесу.

(Тетерева живут в лесу).

Проговаривание чистоговорки:

Проворонила ворона вороненка.

Выделение детьми одного слова в предложении.

Изображение Незнайки затем идут слайды с предложениями:

- Юркий воробей собирать крошки.

- Хитрый ворона ест корку хлеба.

- Тетерева жить в лесу.

Итог. - Какие звуки мы сегодня продолжали учиться правильно и красиво говорить?

- Кто помогал вам правильно произносить звуки: [Р], [Рь].

- Если вы были птицей, то какой именно?

- Мне было приятно видеть, что вы много знаете о птицах, правильно их называли, четко проговаривали все звуки. Будьте внимательны к своей речи, контролируйте и в дальнейшем правильное произнесение звуков.

Звучит аудио запись с голосами птиц.