Психологическое занятие с учащимися 5–6-х классов "Социальное дно"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развивать чувство сопереживания, терпимости к поступкам и мыслям другого человека.

Оборудование: видео ролик о людях без постоянного места жительства, музыка с записью звуков природы - журчание ручья, ширма с прорезью для лица в рост детей с силуэтным рисунком фигуры подростка, листочки бумаги для каждого ученика, ручки, ватман для голосования.

Ход занятия

(учащиеся сидят на стульях по кругу)

- Здравствуйте, ребята. Сейчас в пору снега и холода мы часто вспоминаем теплое лето, яркие краски леса, скверы, утопающие в цветочных клумбах, купание в реке или на море. Давайте заглянем в лето. Закройте глаза, послушайте тишину (звучит запись шума ручья). Мы на берегу реки. Вода плещется у наших ног. Посмотрите на воду, какая она прозрачная. На донышке виден каждый камушек. Они разные по форме и цвету. Рассмотрите их повнимательнее. Солнечные блики играют на поверхности воды. Звуки воды окружают нас. Плавное течение реки увлекает и успокаивает:(затихает мелодия, дети открывают глаза) А если мы поглубже зайдем в воду? Что мы увидим? Каким станет дно реки? Почему на глубине мы не видим, что лежит на дне?

(ответы детей: "Там тина, грязь, ненужные вещи валяются")

- Скажите, что вы чувствуете, когда всматриваетесь в дно глубокой реки?

(ответы детей: волнение, неуверенность, страх, опасность)

-А теперь представьте, по нашей реке идет корабль. На нем плывут люди. Они не думают о воде, глубине дна под кораблем. Они радуются жизни. Какой-то мусор с него надает и опускается на дно. Здесь оно такое темное, опасное, грязное.

А если этот корабль- наша жизнь, такая яркая и безопасная, на первый взгляд. И вдруг кто-то из огромного количества пассажиров, случайно подскользнувшись, падает за борт корабля. А другие люди этого не заметили, были заняты своей жизнью, в толпе трудно увидеть кого-то конкретно. А беднягу тянет дно, где темно, грязно, опасно и одиноко. Посмотрите внимательно этот ролик:

Просмотр ролика

-Проходя по улицам города, мы часто сталкиваемся с людьми, чей внешний вид действует на нас отталкивающе, становится как-то не по себе: то ли от стыда, то ли от брезгливости. И невольно возникает вопрос: почему этот человек не такой как все? Ваше мнение (ответы ребят)

-Скажите, а как общество ведет себя по отношению к этим людям? (не замечает, отталкивает, не признает прав этих людей)

- Как вы думаете, кто эти люди? Как они стали такими? (потеряли жилье, документы, сироты)

- Как вы считаете, обязано ли государство помогать этим людям? (да, нет)

- Пересядьте, пожалуйста, так: ответившие "да" справа от меня, "нет"- слева от меня. Обсудите в группах мои вопросы:

Как определить, кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на "дно" в силу сложных личных обстоятельств? Возможно ли это определить?

Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных и недостойных своей помощи?

(ответы детей)

Вывод: у человека есть право выбора где и как прожить свою жизнь. Государство должно помочь ему жить и пользоваться своими правами и обязанностями гражданина.

- Давайте посмотрим на нашу жизнь глазами людей, лишенных жилья, семьи, поддержки. (выставляется ширма с силуэтом подростка-беспризорника)

По статистике более 1 миллиона российских детей сейчас живут на улице. Они скитаются, бродяжничают. Давайте познакомимся с одним из них. Кто может озвучить историю вашего ровесника с улицы?

Ученик уходит за ширму и отвечает на вопросы взрослого и ребят:

Примерные вопросы:

  • Как тебя зовут? (имя или прозвище)
  • Давно ли ты так живешь?
  • Как тебе живется?
  • Кто о тебе заботится?
  • У тебя есть друзья?
  • О чем ты мечтаешь?
  • Чем мы можем тебе помочь?

- Спасибо тебе за откровенные ответы. Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь парнишке? Запишите свои предложения на листочках (пригласить попить чая, подарить яблоко, поделиться соком, предложить принести теплые вещи, с разрешения родителей и т.д).

- Скажи, ты откликнешься на помощь ребят? (ответ подростка)

- Ребята, приклейте свои предложения на ширму, этим вы протягиваете руку помощи и поддержки: А теперь приведите парнишку к нам.

- Встанем в круг. Скажи, что ты чувствовал, пока был там, за ширмой? (одиночество, грусть, не такой как все)

- Теперь ты с нами. Мы вместе. Давайте почувствуем тепло рук друг друга. Сделаем шаг навстречу друг другу. Теперь мы стоит плечом к плечу, поддерживаем своих соседей. Мы чувствуем надежность и уверенность. Мы вместе. Хочу пожелать, чтобы такую поддержку вы чувствовали постоянно. И не только от родных вам людей, но и от незнакомых. Чтобы если вдруг вам станет трудно, обязательно нашлись люди, которые протянут вам свою руку как спасательный круг.

В итоге нашей встречи, я прошу вас проголосовать: ваша позиция по отношению людей, без постоянного места жительства -

  • Утвердилась
  • Видоизменилась
  • Поменялась полностью
  • Мнение каждого из вас важно и ценно, спасибо за сотрудничество.