Часть 1
Обоснование проекта
Актуальность проекта обусловлена развитием способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиции милосердия, любви, красоты. Урока, как дидактической формы нравственно-духовного образования, явно недостаточно для реализации задач предмета "Самопознания", следовательно, необходимо выйти за пределы жесткой структуры диктуемой формы.
Проектная проблема - проблема разнообразия форм стимулирования духовно-нравственного потенциала личности младшего школьника.
Проектная цель: разработать и обосновать методические рекомендации по проведению зрелищно-массового мероприятия "И сердце в тысячу свечей", стимулирующих развития нравственно-духовных качеств личности.
Проектные задачи:
1.Изучить литературу по вопросам организации зрелищно-массовых мероприятий.
2.Дать определение организационной форме "Зрелищно-массовое мероприятие".
3.Построить структурно-содержательную модель зрелищно-массового мероприятия.
4.Подготовить сценарий зрелищно-массового мероприятия.
5. Изучить удовлетворенность участием в зрелищно-массовом мероприятии, на основе составленных анкет.
6.Апробировать методическую разработку
Объект проектирования: развертывание содержания высших духовных ценностей "милосердие, любовь, красота" в театрализованных и игровых формах внеучебной деятельности.
Форма проекта: методическая разработка зрелищно-массового мероприятия "И сердце в тысячу свечей".
Проектная идея: в условиях поливозрастного объединения участников зрелищно-массового мероприятия "И сердце в тысячу свечей" появится возможность обнародовать, прочувствовать все грани нравственно-духовных ценностей: милосердия, любви, красоты.
Критерии качества структурно-содержательной модели зрелищно-массового мероприятия "И сердце в тысячу свечей":
1.Логичность структуры мероприятия;
2.Эмоциональная насыщенность содержания;
3.Наличие интерактивных методов обучения;
4. Возможность осмысления нравственно-этических норм системы "Я-Природа-Человечество";
5.Задания для развития жизненных навыков.
Критерии оценки эффективности зрелищно-массового мероприятия:
1.Удовлетворенность;
2.Эмоциональный настрой;
3.Осознание общечеловеческих ценностей;
4.Методический эффект мероприятия, как дидактической формы нравственно-духовного образования.
Ключевые термины:
Зрелище - то, что представляется взору, привлекает взор.
Театрализованное, цирковое представление.
Массовое - совершаемое большим количеством людей.
Зрелищно-массовое мероприятие - театрализованное представление совершаемое взрослыми совместно с детьми.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Любовь - это возможность понять сущность и необходимость другого. Любовь - это "Событие" - соприсутствие равному себе "духовному сущему; и это возможно лишь в отдаче друг другу без остатка".
Красота - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания;
Формы эмпатии - сопереживание и сочувствие.
Проекция - проецирование режиссером и зрителем своих отношений, переживаний, мыслей и чувств; перенос содержания своего внутреннего мира вовне; отделение проблемы, заботы, затруднения.
Идентификация - выбор героя, который наиболее близок в настоящее время по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, проблеме и др.
Часть 2
Обоснование и планирование методической разработки сценария зрелищно-массового мероприятия "И сердце в тысячу свечей".
Образовательная цель: создать условие для проживания сущности познаваемых ценностей: милосердия, любви, красоты.
Образовательные задачи:
1.Способствовать принятию нравственно-этических норм через осмысление связи "Я-Природа-Человечество".
2.Осваивать способы интерактивного взаимодействия в системе "педагог-дети-социум".
3.Развивать у ребенка творческое восприятие нравственно-духовных ценностей: милосердия, любви, красоты.
4.Повышать сплоченность детско-взрослого сообщества.
Структурно-содержательная модель зрелищно-массового мероприятия "И сердце в тысячу свечей".
Блок 1. Аксиологический: милосердие, любовь, красота, счастье, доброта, деяние, самопожертвование.
Блок 2. Психологический:
1.Психологические механизмы понимания и идентификация, проекция, социальная перцепция.
2.Гармония жизни во внешнем мире (обучение навыкам, взаимозависимого и независимого поведения).
3.Эмоциональное состояние: настроение, вдохновение, страсть, эмпатия.
Блок 3. Аналитические аспекты милосердия, любви, красоты: этические, эстетические, психологические, эмоциональные.
Блок 4. Методический: интерактивные методы обучения, театрализация, диалог.
Модель логической организационной формы зрелищно-массового мероприятия "И сердце в тысячу свечей".
1 этап. Введение. Открытие мира ценностей.
2 этап. Прояснение представления понимания и опыта детей.
3 этап. Погружение в ценностный смысл встречи.
4 этап. Практические действия.
5 этап. Развитие жизненных навыков.
6 этап. Рефлексивный и обобщающий.