Проект "Семейно–классные каникулы"

Разделы: Работа с родителями


1. Введение:

Семья и школа, школа и семья,
У нас одна задача на двоих,
Чтоб счастлива была вся детвора,
И, чтоб семья была горда за них.

Глубокие изменения социально – экономических условий развития современного общества в целом и, в частности, семьи, вызвали в жизни потребность в разработке новых подходов к изучению и осмыслению проблемы семьи, защиты детства. Противоречия переходного периода, особенно обострившиеся в последнее время, диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности. Одним из подходов взаимосвязи школы и семьи является система организации свободного времени детей в каникулярное время. Поэтому встает вопрос принципиально нового подхода к системе организации свободного времени детей и подростков в каникулярный период. Ситуация, сложившаяся на данный момент в подростковой среде, оставляет желать лучшего. Свободное время школьников ведет к самым негативным последствиям – это процветание наркомании, токсикомании, алкоголизма. Ослабевает внимание к детям и со стороны семьи. Рост детской преступности, бродяжничества и других проявлений “свободного образа жизни” достиг огромных размеров. Совместно с родителями классного коллектива у нас возникла идея о создании проекта “Семейно-классные каникулы”. Сначала спланировали занятость в каникулы всего классного коллектива, а затем это побудило родителей планировать и организовывать досуг своих детей в семье.

Проект предусматривает принцип последовательности и преемственности в процессе его осуществлении: классный руководитель, родители, учащиеся с одной стороны и каждая семья классного коллектива с другой. Принцип системности проекта предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет создать единое воспитательное пространство.

2. Цель проекта:

создание единой воспитательной среды при взаимодействии школы и семьи на основе   социального партнерства через сохранение, стабилизацию и дальнейшее развитие   каникулярного отдыха учащихся.

3. Задачи:

  • взаимодействие классного руководителя и родителей в принятии практических мер по усилению защиты интересов семьи и детства, максимального удовлетворения потребностей в оздоровлении и организованной занятости учащихся класса в период школьных каникул;
  • обеспечение социального партнерства семьи и школы в организации досуговой деятельности школьников;
  • создание условий: для саморазвития, самосовершенствования, самореализации экологической, культурологической, эстетической деятельности детей.

4. Ожидаемые результаты:

  • создание единой воспитательной среды при взаимодействии школы и семьи на основе социального партнерства;
  • увеличение количества детей класса и их родителей, охваченных организованными формами занятости;
  • радость и удовлетворение от семейного творчества и возможности обогатить и передать этот опыт;
  • решение проблем каникулярно-семейного досуга;
  • повышение статуса Семьи, Родительства в общественном сознании.

5. Сроки реализации проекта:

Октябрь 2007 г. – Октябрь 2008 г.

6. Основные направления проекта:

1. Эколого-краеведческое.

2. Культурно-историческое.

3. Семейно-эстетическое.

7. Содержание и механизм реализации:

Проект построен на сотрудничестве: классный руководитель, учащиеся, родители в школе и продолжение его осуществления в каждой семье классного коллектива через эколого-краеведческую, культурно-историческую, семейно-эстетическую деятельность.

В ходе реализации проекта учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков. Это помогает им не только в изучении проблем экологии нашего региона и страны в целом, но и в умении общаться, сотрудничать, приобретать навыки коммуникации, толерантности с родителями и другими взрослыми (исследовательская работа: доклады, рефераты, мини-проекты, агитбригады, экспедиции и т.д.).

Культурно-историческая часть проекта направлена на формирование у детей представлений об историческом пути России, об основных этапах и важнейших событиях отечественной истории (посещение музеев, выставок, театров, экскурсии по городу Нижнему Новгороду и другим городам России).

Семейно-эстетическая деятельность учащихся направлена: на семейное воспитание, семейные традиции, на признание уникальности ребенка как личности, на раскрытие его творческого потенциала и успеха (участие в конкурсах, выставках, акциях, фестивалях, семейных праздниках, спектаклях и т.д.).

7.1. Сотрудничество: классный руководитель, учащиеся, родители

(Эколого-краеведческое направление)

Название мероприятий Сроки проведения Ответственные
Экологические экскурсии по паркам. Осенние каникулы 2007 Классный руководитель, родители, учащиеся.
“Защитим ель”. (Выступление агитбригады). Зимние каникулы 2007-2008 Классный руководитель, актив класса, родительский комитет.
“Птицы – наши друзья”. “Без чистой воды ни туды, ни сюды”. (Выступление агитбригады). Весенние каникулы 2008 Классный руководитель, родители, актив класса.
“Пустынский заказник”. (Экологическая экспедиция). Летние каникулы 2008 Классный руководитель, родители, учащиеся, ННГУ.

7.2. Сотрудничество: классный руководитель, учащиеся, родители

(Культурно-историческое направление)

Название мероприятий Сроки проведения Ответственные
Поездка во Владимир. Осенние каникулы 2008 Классный руководитель, родители, учащиеся.
Поход в театры, музеи. Зимние каникулы 2007-2008 Классный руководитель, родители, учащиеся.
Экскурсия “Нижегородский Кремль”, “Минин и Пожарский”. Весенние каникулы 2008 Классный руководитель, актив класса, родительский комитет.

7.3. Сотрудничество: классный руководитель, учащиеся, родители

(Семейно-эстетическое направление)

Название мероприятий Сроки проведения Ответственные
“Дорогой мой человек”– семейный клуб.

“Семья – начало всех начал” – семейный клуб.

Осенние каникулы 2007, 2008 Классный руководитель, родители, учащиеся.
“Новогодний калейдоскоп” – семейный клуб. Зимние каникулы 2007-2008 Классный руководитель, родители, учащиеся.
“Музыка весны” – семейный клуб. Весенние каникулы 2008 Классный руководитель, родители, учащиеся.

7.4. Семьи классного коллектива:

– составление мероприятий на каникулы в семьях;

– составление творческих отчетов, мини-проектов семей;

– отзывы участников.

8. Перспективы проекта:

1. Привлечение всех семей классного коллектива и учащихся.

2. Обмен опытом и передача опыта классным коллективам своей школы и школам района и города.

9. Результаты проекта (Приложение 1).

10. Список литературы:

  1. Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп. – Н.Новгород: изд-во ООО “Педагогические технологии”, 2007.
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы). – М.: ВАКО, 2005.
  3. Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7-9-х классах. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
  4. Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: Лицей, 2005.
  5. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.
  6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.:  5 за знания, 2005.
  7. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н. А., Якимович И.Г. Родительские собрания.  5-9 классы: Беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. –  Волгоград: Учитель, 2005.
  8. Морозова Л.П. Классные часы. 5 класс. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  9. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры,  мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007.

Приложение 2