Иисус Христос и силы добра

Разделы: Литература


Тема: «Иисус Христос и силы добра»

Цели:

Обучающие:

  1. Формировать умение воспринимать текст Библии.
  2. Повторить   литературоведческие термины.

Воспитывающие:

  1. Создать условия к развитию чувства доброты, человечности.
  2. Проследить борьбу сил добра и зла вокруг Иисуса Христа, выявить,  в чем сила   добра.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию   диалогической и монологической речи.
  2. Способствовать развитию интереса к чтению и изучению духовной литературы.

Здоровьесберегающие:

  1. Создать ситуацию  развития духовно-нравственных качеств личности.
  2. Формирование личностных качеств.

Методы обучения:   фронтальный опрос, собеседование,  пересказ эпизода, выборочное чтение,  иллюстрирование, проблемный вопрос, словесное рисование, анализ языковых единиц.

Оборудование:

  • Иконы.
  • Презентация в программе Micrsoft Office Power Point 2003. (Приложение)
  • Детская Библия.
  • Библейские рассказы в картинках.

Оформление  классной доски:

Тема: Иисус Христос и силы добра.

Эпиграф: «Евангелие читать надо так, чтобы одним глазом смотреть сквозь себя на Христа, а другим – на повседневную жизнь».  (М. Пришвин)

Словарная работа:

Волхвы – знающие истину прорицатели, мудрецы.
Искушение – желание совершить зло.
Корысть – выгода, польза.
Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде.

Ход урока 

I. Повторение и проверка имеющихся знаний о Библии

Слайд № 1, № 2

Учитель: Здравствуйте, ребята.  У меня в руках пакет с книгой. Её с древнейших времен называют Книга книг. Что это? (Библия

Вспомните, из  каких двух частей состоит Библия? (Ветхий Завет, Новый Завет) Слайд №3

В какой из частей рассказывается и жизни Иисуса Христа? (В Новом Завете)

Расскажите кратко, что же предшествовало  рождению Христа? (Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Бог хотел, чтобы человек был таким же, как Он: милосердным, справедливым, безгрешным. Но уже первые люди – Адам и Ева – не устояли перед грехом. Их первый сын Каин убил своего брата Авеля. Скоро вся  земля пропиталась грехом. Бог заметил, что никто не делает добро. Плата за такой большой грех – вечная гибель.

II.  Новая тема

Учитель: Тогда, выходит, каковы причины, чем вызвано появление Иисуса Христа? (Напомнить людям о том, что нужно делать добро. Научить людей делать добро и жить по заповедям Бога.  Спасти людей от наказания  высших сил.)

Слайд №4

Учитель: В маленьком городе Назарете жила девушка по имени Мария. Она любила Бога, жила по его заповедям и имела  доброе сердце и чистую совесть. Однажды к ней явился Ангел и сообщил, что она по Слову Божьему родит сына и назовет его Иисусом.  Как же происходило возвещение о рождении Спасителя? (Пересказ эпизода, опережающее задание)

Ученик 1: В ночь рождения Христа не спали пастухи, они пасли стадо неподалеку от пещеры, где остановились Мария и Иосиф. Внезапно на небе показался яркий свет и явился Ангел Божий. Пастухи испугались. Ангел успокоил их, сообщил о рождении Спасителя и велел пойти к пещере.  Первыми о рождении Христа узнали  простые бедные люди. Далее – мудрецы, изучавшие звездное небо, их называют ВОЛХВЫ, увидели на востоке Большую звезду. Они отправились в путь,  и эта звезда привела их к дому, где жил Иисус с родителями. Они принесли ему подарки.

Слайд № 5

Учитель: Так постепенно Бог через Ангелов и Волхвов вещает людям о рождении Спасителя. Как вы думаете, с каким чувством встречали простые люди это известие?

(Размышление, оценка, понимание: С надеждой. С удивлением.  С  радостью , ведь Он должен был изменить их жизнь.)

Учитель: Только ли добрые чувства вызвало рождение Спасителя.  Послушайте, что расскажет нам  и оцените до конца отношение к рождению Иисуса Христа. (Опережающее задание)

Ученик 2:  Радовались не все. Царь Иудеи Ирод испугался, что потеряет свою власть. Он послал мудрецов в Вифлием,  чтобы они все узнали о младенце. Ирод очень жестокий и хитрый. О своих планах он ничего не сказал, а мудрецов попросил (зачитывает отрывок из Евангелия от Матфея 2:1-10): «Пойдите, тщательно разведайте о младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».  На самом же деле  он послал воинов убить всех младенцев, надеясь, что среди них будет и Иисус. Ирод боялся, что Иисус в будущем мог занять его престол.

Ответы учащихся:

- Ирод боялся за свою власть. Он бессердечный и жестокий убийца.
- Ирод ненавидел Христа.

Слайд № 6

Учитель: Такое недоброе отношение люди называют «корыстным». Найдите в словаре статью о слове «корысть» (нужно приготовить  закладки заранее)  и выясните точное значение этого слова. Подберите к нему синонимы.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Ребята, обратите внимание, младенец Иисус еще только родился, ничего  не успел сделать, а у него уже появились враги.

Проследим, что же происходит дальше, как сложилась судьба Иисуса?

Чтение отрывка из Евангелия от Матфея 2:13-15 «Бегство в Египет». Об опасности предупредил Ангел, и семья Иисуса бежала в Египет.

Каким был путь в Египет? (Этот путь был далеким и тяжелым)

Кто, по-вашему, больше всех страдал,  волновался за маленького Иисуса, помогал ему? (Его мама, Мария)

А если бы вашей семье пришлось скрываться от тирании, как бы  поступила любая мама? (Любая мама готова все сделать для своего младенца)

Слайд № 7

Учитель: Чистой и Светлой деве Марии, ставшей матерью Божией пришлось вынести много испытаний, ведь она знала судьбу своего сына, знала, что он  будет принесен в жертву, чтобы искупить грехи человеческие. Посмотрите на её  лицо на иконе. Обратите внимание, какие у нее глаза? (Грустные. Задумчивые. Печальные)

Глаза – зеркало души человека. Давайте попробуем проникнуть в ее мысли вместе с великим князем Константином Романовым, который посвятил Божьей Матери стихотворение. (Читает ученик, опережающее задание)

Ученик 3:

С какою кротостью и скорбью нежной
Пречистая взирает с полотна!
Грядущий час печали неизбежной
Как бы предчувствует Она!
К груди она младенца прижимает
И им любуется, о нем грустя...
Как Бог Он взором вечность проницает
И беззаботен, как дитя!

Учитель: Ребята, на что обратил внимание автор стихотворения? О чем думает Божья Матерь? (Нет покоя в её душе. Она предчувствует, что впереди у неё большие трудности. Она очень любит своего сына, о нем все её мысли. Она боится, тревожится за судьбу сына)

Учитель: Эти чувства так хорошо знакомы всем мамам… Но любовь, кроме всего, делает человека сильным.

Каким рос мальчик? Послушайте рассказ о детстве Иисуса.

Ученик 4 (опережающее задание).

Устный  краткий пересказ главы «Детство Иисуса Христа»  из книги Моя первая священная книга» с. 63-65. или Евангелие от Матфея 2:19-23; Исход 20:12; Евангелие от Луки 2:40, 50-52)

Слайд № 8

Учитель: Итак, как рос Иисус? Обыкновенный, как все, ребенок? Сравните. (Нет, другой. Его тянуло к людям, к взрослым людям. Он уже много знал, делился своими знаниями. Он прислушивался к советам старших, он был очень послушным и поражал всех своей мудростью)

Учитель: У родителей с детьми всегда есть проблемы. А если ребенок необыкновенный! Проблемы гораздо сложнее. Вспомните, кто должен был подготовить людей к принятию Христа. (Святой Иоанн)

Учитель: Кто он? Чем занимался? Что необычного в нем было? Послушайте еще один рассказ.

Ученик 5 (опережающее задание).

Устный краткий пересказ главы «Иоанн проповедует и крестит» из Детской Библии или Евангелие от марка 161-8)

Учитель: Обобщите, в чем достоинства Иоанна? (Иоанн учил людей праведной жизни, крестил в реке Иордани. Иоанн жил для людей. Он хороший человек)

Слайд №9

Учитель: Иисус тоже пришел к Иоанну, слушал его, просил его крестить. Что произошло во время крещения?

Ученик 6 (опережающее задание).

Выборочное выразительное чтение главы «Крещение Иисуса Христа» или Евангелие от Матфея 3:11-17.

(Открылось небо и святой дух в виде голубка сошел на Иисуса. С неба был слышен голос Бога: «Он сын мой»)

Учитель: Крещение Иисуса показало миру Святую Троицу. Бог Отец с неба сказал о сыне  своем. Дух Святой явился в облике голубя. До  нашего времени сохранился  обряд крещения. Его называют «ТАИНСТВО», во время которого священник трижды погружает ребенка в воду и говорит: «Во Имя Отца и Сына  и Святого Духа».

Слайд № 10

Учитель: В произведениях УНТ и религиозной литературе героя всегда проверяют на «прочность». Чем,  по-вашему, можно было проверить Иисуса? (Искушением)

Словарная работа. Выборочное чтение главы «Искушение Иисуса в пустыне» или Евангелие от Матфея 4:1-11.

Учитель: Чем искушает Дьявол Иисуса? (Он искушает Иисуса богатством, властью, просит его совершить чудо. Но Иисус выстоял против искушения)

Объясните, что помогло Иисусу выстоять? (У него была благородная цель: Он пришел служить людям, делать добро для людей. Он никогда не поступал необдуманно. Его дела всегда были полезны)

Итак, Иисус выполняет свое предназначение – помогает людям. Для этого мало силы человеческой. Иисус способен вершить чудеса. Какое первое чудо было совершено во благо людей?

Выборочное чтение. Глава «Первое чудо Иисуса» или Евангелия от Иоанна 2:1-11

Слайды № 11, 12, 13

Учитель: Мы видим, что Божья матерь любит людей, готова им помочь. Вот почему, когда людям трудно, они обращаются с молитвой к Богородице: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Вспомните, какие еще чудеса совершил Иисус? (Исцелил расслабленного (парализованного), воскресил сына вдовы, укротил бурю на озере, воскресил дочь Иаира, воскресил Лазаря, насытит пятью хлебами пять тысяч человек, прошел по воде, исцелил слепых и больных)

Зачем Иисус совершал эти чудеса? (Он помогал людям) Слайд № 14

Слайд № 15

Учитель: Мы видим, Иисус на все идет, чтобы помочь людям. Евангелие рассказывает о многих его Чудесах. Евангелист Иоанн говорит, что если бы описать все чудеса, то  все книги мира не могли бы вместить их.  Спаситель помогал людям, ничего не требуя взамен. Как называется такая помощь? (Бескорыстная)

Словарная работа.

Учитель: Только бесконечно добрый  и мудрый человек способен на бескорыстную помощь. Послушайте, как о Спасителе говорит великий писатель Алексей Толстой.

Подумайте, найдите объяснение, откуда идет это желание делать людям добро?

Декламирует учитель. Слайд № 16

Спаситель

Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренно он учил;
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил.
Он исповедует прощенье,
Велит за зло платить добром;
Есть неземная сила в нем.
Слепым он возвращает зренье,
Дарит и крепость и движенье
Тому, кто был и слаб, и хром.
Ему признания - не надо.
Сердец мышленье отперто;
Его пытующего взгляда
Еще не выдержал никто.
Целя недуг, врачуя муку,
Везде спасителем он был.
И всем простер благую руку,
И никого не осудил.

Учитель: Обсудим прочитанное. Откуда же идет желание делать добро?  (От сердца, от любви сердечной к людям)

Какие хорошие строки еще сказал поэт:

Он проповедует прощенье,
Велит за зло платить добром.

Как вы это понимаете? (Не стоит помнить зло, мстить…)

И, конечно, всегда помнить о том добром, что делают для нас другие. Уметь быть благодарным.

Слайд № 2

Учитель: Возвратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете высказывание Михаила Пришвина, человека тоже очень доброго по отношению и к людям, и к природе? (Надо не просто читать библию, следить за событиями. Надо заглянуть в сою душу, посмотреть, не затаилась ли в ней обида, зло? Надо, читая Библию, сравнивать свою жизнь с жизнью Спасителя, проверять,  живу ли я по его законам добра. Часто не знаешь, как поступить,  в   Евангелиях можно найти ответы на многие вопросы)

III.  Заключительная часть урока

Слайд № 17

Учитель: Вот и подошли мы с вами в разговоре к нашей повседневной, обыденной жизни. Конечно же, каждый из нас – и вы, и я – сталкивались с силами  зла.

Как вы чаще реагируете на недоброе к вам отношение? (Обижаемся)

Кстати, чем можно человека обидеть? (Словом, поступком, взглядом, равнодушным отношением, «словом» можно человека убить)

Учитель: Видите, ребята, как легко сделать больно другому человеку. После нашего сегодняшнего разговора посмотрите ли вы иначе на нанесенную обиду – кем угодно: вашим другом, человеком взрослым? (Да, буду  стараться искать вину в себе)

Учитель: Надо заглянуть в свое сердце. Чаще быть недовольным собой. Недовольство собой нередко называют святым,  с него  многое начинается в человеке.

Очень надеюсь, ребята, что после нашего урока по Великой Книге библии вы посмотрите на жизнь немножко иначе. Заметите, что вокруг очень много добрых людей, добрых дел. И если  в сердце вашем не найдется места корысти, злу, -  уверяю вас, - в ответ вы получите только добро. Кстати, сегодня вы совершили уже одно хорошее дело: помогли мне на уроке: волновались, старались. Спасибо вам за это.

IV.  Итог урока

Слайд № 18

Рефлексия.

  1. Что запомнилось на уроке?
  2. Что понравилось?
  3. Кому хочется сказать: «Спасибо за старание».
  4. Какой урок для себя извлек из сегодняшнего занятия?
  5. Поставь оценку за работу на уроке себе, учителю. Обоснуй свое мнение.

Оценки.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Легко ли быть добрым?»