Урок русского языка с элементами интеграции "Путешествие в мир слова"

Разделы: Русский язык


Человек через слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина …

Г.Р. Державин

Цель: формирование умений самостоятельно и творчески применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; интенсивное формирование речевой деятельности – устной и письменной.

Предлагаемый урок направлен на развитие навыков творческого применения знаний. Такой урок не только побуждает к самостоятельному переносу знаний в новую ситуацию, но и приобщает к национальной культуре, к поэзии, будит воображение, развивает фантазию и образное мышление. Один из этапов данного урока следует определить как эврестический. Формула учебного действия на этом этапе – генерирование идеи, замысла, а также синтез нового. В процессе учебной деятельности на всех этапах творческого процесса формируются качества творца: интуиция, творческое воображение, чувство красоты, способность открывать аналогии, вдохновенность, нестандартность мышления, оригинальность.

Из логических методов обучения на подобном уроке используются методы поиска сходства, сравнения, определения понятий, выделения главного, обобщения и анализа.

Урок позволяет использовать результат внеурочной деятельности учащихся (например, факультативный, кружковой опыт) и жизненный опыт детей.

Предварительная подготовка к уроку предполагает беседу (на предшествующем уроке), индивидуальные задания о слове как об откровении.

Учитель. Дети, задумывались ли вы когда-нибудь о том, как всё начиналось в мире? Как мир рождался? В стихотворении современной поэтессы Елены Романовой “Музыка света” изображается это так:

В звёздном пространстве
Музыка Света
Рождалась и пела,
В сиянье одета …
И вместе с нею всё
Переполнялось звуком,
Чистым и ясным звуком
Было окружено.
И, проникая
В это звучанье,
Мир наполнялся,
Вечным дыханьем …

Может быть, всё началось с чистого звука? Из звуков рождается прекрасная музыка, гармония.

(Звучит фрагмент знаменитого романса “Гори, гори, моя звезда”)

Учитель. Из звуков рождаются слова. Слово притягивает к себе другие слова, которые могут быть с ним связаны; возникают словосочетания. Пытаясь закончить мысль, мы создаём предложение. Связывая разные события, явления, мы объединяем простые предложения в сложные. Так из звука рождается целый мир. В мире нет ничего отдельного. Всё связано.

Сегодня мы с вами будем учиться мыслить. Мы попробуем создать свой мир, мир добрый, красивый. Мы из звуков создадим слово и, проникнув в сущность внутренней формы слова, создадим своими мыслями с помощью воображения образ прекрасного мира. И выразим наши мысли предложениями.

I. Фонетический портрет слова

Монолог учителя. Портрет рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник! Давайте, ребята, создадим фонетический портрет слова, которое зашифровано.

На доске изображены буквы:

[А] [З] [В] [З] [Е] [Д]

Учащиеся должны произнести звуки, обозначенные данными буквами, а затем соединить их, чтобы получилось слово. Получается слово [звезда]. Учащиеся самостоятельно выполняют фонетический разбор слова, дают характеристику звуков.

Устная проверка. Один из учащихся читает название букв, объясняя, что именно эти буквы отражают данные звуки графически.

II. Словарно-орфографическая работа

Запись на доске

Звезда

  1. Небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе.
  2. Перен. О человеке, чем-то прославившемся; о знаменитости.
  3. Геометрическая фигура с треугольными остроконечными выступами по окружности; предмет в форме подобной фигуры.
  4. Знак отличия, орден, имеющий форму звезды.

Учащиеся вслух читают запись на доске, определяя лексическое значение слова и его состав. Затем учащиеся подбирают “родственные” слова – однокоренные, записывают их в тетрадях и производят разбор слов по составу.

Звёздный, созвездие, вызвездить, звёздочка.

III. Этимологическая страничка

Запись на доске

Древнерусское – звезда (светить, сияние)

Праславянское – gvezda (свет, блеск)

В Древней Руси слово в значении “небесного тела” известно с XI в. С XVIII в. Широко употребляется в поэтической речи, символизируя нечто прекрасное.

Звездой также называют предмет или рисунок, чаще пятиконечный (Кремлёвские звёзды).

Производный: звёздный, созвездие, вызвездить.

Учащиеся исследуют этимологию слова, находят связь со словами.

IV. Внутренняя форма слова

Этот вид творческой работы уже хорошо знаком детям, поэтому само название этого этапа служит сигналом, по которому учащиеся приступают к самостоятельному творческому поиску. Образы, которые создают дети, безусловно связаны в их представлении с этимологией слова, а также с лексическим значением слова. Многие дети, особенно участники факультатива или кружка, предлагают метафорическое представление о внутренней форме данного слова.

Для этой работы достаточно выделить 7 – 10 минут. Учитель выслушивает если не всех, то большинство учащихся. Пусть звучат идеи детей.

Задание 1. Постройте модель концепта Звезда.

(Дети знают, что такое концепт – мысль, понятие)

Справка.

Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек, не “творец культурных ценностей” – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на неё.

(Степанов, 1997)

Примеры:

Задание 2. Копилка поэтических образов.

Запись на доске

Что сумеешь – нарисуй,
Если сможешь – объясни …
Что захочешь – заучи,
С добрым чувством прочитай!

Чтение учителем стихотворения Н. Рубцова “Звезда полей”.

(Текст лежит на каждой парте)

Учащиеся выбирают любое задание: строят модель концепта, объясняют, выразительно читают и т.д.

Учитель обязательно слушает выступления учащихся.

Например.

ЗОЛОТО
ПОКОЙ
МИР
РУСЬ

Звезда полей

ЧТО-ТО ЗЕМНОЕ И ВЕЧНОЕ
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
КРАСОТА ЗЕМЛИ
РОДИНА
ПРИРОДА

Звезда полей – это символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Она напоминает Вифлеемскую путеводную звезду.

V. Самостоятельная работа

Задание 1. Составляем и разбираем словосочетания:

  • прилагательное + существительное;
  • существительное + существительное;
  • глагол + существительное.

Эту работу учащиеся выполняют самостоятельно, а затем быстро, устно проверяем результаты.

Например.

СЧАСТЛИВАЯ ЗВЕЗДА
(прил. в им.п., ед.ч., ж.р.) (сущ. в им.п., ед.ч., ж.р.)
ЗВЕЗДА НАДЕЖДЫ
ЛЮБУЮСЬ ЗВЕЗДОЙ

Задание 2. Создаём простое предложение и разбираем его.

Учащиеся самостоятельно выполняют эту работу. Имеет смысл выслушать 2 – 3 учащихся.

Пример: Звезда светила ярко с небосвода.

VI. Работа с классом

Задание. Создаём сложное предложение и разбираем его. Составляем схему. Обсуждаются результаты.

Пример:

В эту ночь земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.

(Н.С. Хомяков)

VII. Итоги урока

Вывод можно сделать самим учащимися. Дети обычно говорят:

– что за урок они действительно создали из звуков целый мир,

– что они мыслили – создавали прекрасный мир с помощью прекрасных мыслей – образов,

– что им удалось увидеть красоту “звезды полей”, представить мир и связать воображаемое с понятным,

– что в мире нет ничего отдельного.

И в языке тоже нет ничего отдельного. Звуки, слова, предложения, поэзия – всё взаимосвязано.

Родное слово помогает нам жить, помогает узнавать себя и других.

Родной язык – это памятник духовной культуры народа, отражение его жизни …

Урок заканчивается монологом учителя:

Ребята! Не жалейте времени на изучение языка, познание всех тонкостей использования слова в речи, на поиски в словарях незнакомого слова, выражения, если оно встретится при чтении.

Пусть будет успешным ваш путь познания СЛОВА! 

Итоговая контрольная работа по теме: “Деепричастие”

Задание. Записать поэтический текст (письмо по памяти выученного наизусть стихотворения), соблюдая при записи стихотворную строку и деление на строфы.

Н.М. Рубцов

“Звезда полей”

Звезда полей во мгле заледенелой,
Оставшись, смотрит в полынью
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою …
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспомнил, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром …
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней.
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей …

Дополнительное задание.

Выпишите из текста все деепричастия, выделите в них характерные суффиксы. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия.