ВВЕДЕНИЕ
Фундаментальные изменения состояния мировой экономики не могли не сказаться на экономике России. Сегодня Россия переживает не самые лёгкие времена, а ведь когда-то это была могущественная держава. Поэтому, вполне понятно, обращение к истории экономики России. Возрождать былую славу предстоит молодым людям, сидящим сегодня за партой. Инвестирование может помочь оздоровлению экономики, если оно будет удачным, то это решит многие проблемы. Поэтому важно уже сейчас научить будущих инвесторов грамотному и вдумчивому принятию решений.
ПОНЯТИЯ
Инвестирование; акция, текущая стоимость акций, инвестиционный портфель, вкусы и предпочтения; демографические и технологические изменения; предложение и спрос; конкуренция; прибыль; предпринимательство; банкротство; спекуляции; исследования и разработки; человеческий капитал; эластичность спроса; право собственности; политика государства, случайный выбор.
ЦЕЛЬ
- Продолжить формирование экономического образа мышления учащихся.
ЗАДАЧИ
- Использовать деятельность на рынке акций как мотивирующий инструмент при введении нескольких основных экономических концепций;
- Приобрести опыт в принятии решений с использованием экономических знаний;
- Приобрести практические навыки (чтение финансовых отделов газет, дружеское соревнование между учащимися и др.), которые делают игру на рынке акций популярной.
ОПИСАНИЕ УРОКА
Одной из важнейших составляющих экономического образа мышления является применение знаний на практике, что подразумевает обязательное принятие решений. В реальной жизни практически все решения принимаются в условиях ограниченности того или иного ресурса (ресурсов). Именно поэтому на данном уроке ученики будут практиковаться в принятии решений на основе экономических знаний.
Фондовый рынок неизменно захватывает внимание и интерес учащихся. Данный урок может быть проведён после изучения на уроках истории темы “Россия на рубеже XIX — XX веков”, где прослеживаются межпредметные связи с экономикой.
Урок проводится в форме моделирующего упражнения, в котором учащиеся должны оценить ожидаемую в долгосрочном периоде деятельность пяти петербургских корпораций конца XIX века, а затем приобрести акции одной или нескольких компаний. Дальнейшие инвестиции производятся с промежутком в шесть и десять лет.
Таким образом, исторический материал помогает смоделировать не только ситуацию, в которой принимаются решения, но и без потери времени (в реальной жизни последствия экономических решений сказываются через недели, месяцы, годы, а, иногда, и десятилетия) позволяет проверить правильность принятых учащимися решений.
В случае проведения урока с использованием компьютеров, расчёты в рабочих листках могут проводиться в электронных таблицах, например в Excel. Это позволит наиболее эффективно использовать время урока.
ТРЕБУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Папки для “командированных”, в которые вложены:
- Доклад аналитиков рынка “Виват Россия” на каждого ученика (Приложение 1).
- Статью из газеты “Санкт-Петербургские ведомости” за 1897 год (Приложение 2) на каждую команду;
- Рабочий листок на 1897 год (Приложение 3) на каждую команду;
- Листы бумаги для черновых записей;
- Статья из газеты “Санкт-Петербургские ведомости” за 1903 год на каждую команду (Приложение 2);
- Рабочий листок на 1903 год (Приложение 4) на каждую команду;
- Рабочий листок на 1913 год (Приложение 5) на каждую команду;
- Калькуляторы на каждую команду;
- Изображения компаний на листках бумаги (Приложения 6, в котором использованы Рисунки 1-5):
- Рисунок 1 – АО “Воронин, Лютше и Чешер”;
- Рисунок 2 – Путиловский завод;
- Рисунок 3 – Завод Нобеля;
- Рисунок 4 – АО “Сименс и Гальске”;
- Рисунок 5 – Фарфоровый завод;
- Изображение Государственной сберегательной кассы Российской Империи (ГСКРИ) на листке бумаги (Приложение 7 – Рисунок 6);
- Изображение знака “?” на листке бумаги (Приложение 8);
- Листок для отображения окончательных итогов инвестирования (Приложение 9) на каждую команду;
- Магниты для крепления материалов на доске;
- Сертификаты для победителей (Приложение 10);
- Электронные рабочие листки, в случае использования ПК (Приложение 11);
- Компьютерная презентация урока (Приложение 12).
ВОЗРАСТ УЧЕНИКОВ
10-й класс
ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ
1 урок – 40 (45) минут.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
- Разделите класс на команды по 4-5 человек, предварительно организуйте классное пространство для нормальной работы.
- Объявите тему урока. Поясните причины обращения к данной теме:
- Инвестирование помогает оздоровлению экономики;
- Все мы – петербуржцы и нам не безразлична судьба нашего города;
- Прогнозировать будущее сложно без знаний прошлого;
- Итогов принимаемых нами решений иногда приходится ждать дни, месяцы, годы. История поможет нам проверить правильность принятых решений без значительных затрат времени;
- Для “командировки” необходим некоторый “багаж”, которым являются знания, полученные ранее на уроках истории и экономики. Задайте ученикам вопросы:
- Что такое инвестирование (Вложение капитала в какое-либо предприятие, дело)?
- Кто может быть инвестором? (Частное лицо, предприятие или государство).
- Что необходимо для инвестирования (Капитал: финансовый и информация)?
- Поясните ученикам, что финансовым капиталом и информацией они обеспечены, т.к.:
- каждая команда наделяется суммой 100.000 рублей для инвестирования;
- в папки “командированных” вложены сообщения о компаниях того времени, в которые им предстоит инвестировать средства (Приложение 1). Предложите учащимся познакомиться с ними. Эти компании отобраны за их выдающийся потенциал для инвестиций (развесьте листки с названиями компаний по кругу на доске – Приложение 6);
- Кроме того, в папки вложены статьи из газеты “Санкт-Петербургские Ведомости” за 3 марта 1897 года. Предложите прочитать статью из газеты и оценить ожидаемую в долгосрочной перспективе деятельность этих компаний и принять решение на рабочем листке за 1897 год (Приложение 3).
- Договоритесь с учениками, что, благодаря “машине времени”, вы все сможете перенестись вперёд на 6 лет в 1903 год.
- Задайте вопрос ученика, чем памятно это время в истории России (Спад в экономике)?
- Раздайте газеты за 1903 год и рабочие листки (Приложение 4). Предложите ученикам оценить, насколько успешны были принятые ими решения, в рабочих листках за 1903 год. Поясните учащимся, как рассчитываются дивиденды, текущая стоимость акций, средства, вложенные в ГСКРИ.
- Предложите ученикам прочитать статью из газеты за 1903 год и, основываясь на имеющейся информации, повторно инвестировать свои средства.
- Благодаря способности перемещаться во времени все участники очутились в 1913 году. Задайте вопрос учащимся:
- Как характеризуется этот год в истории России?
- Процитируйте слова французского экономиста – Эдмона Тери, который изучал экономику России за период с 1901-1915 гг. (“… к 1950 году Россия обгонит ведущие промышленно-развитые страны, включая США”).
- На этом моделирующее упражнение закончено и теперь учащиеся должны рассчитать окончательную ценность своего инвестиционного портфеля (по аналогии с расчётами за 1903 год) в рабочем листке за 1913 год (раздать). На выполнение данного задания - 7 минут.
- Предложите каждой команде учащихся вывесить на доске (Приложение 9) сумму своего инвестиционного портфеля (задублировать ту же информацию на экране) в соответствии с рейтингом команд.
- Предложите команде-лидеру поделиться своим опытом.
- Дайте домашнее задание: всем командам провести анализ принятых решений в данном моделирующем упражнении, проверить расчёты, сопроводить анализ графиками и диаграммами. Объясните, что оцениваться будут как выводы, так и оформление.
- Подведение итогов:
- Участникам команды-победительницы вручить (выдать после урока) сертификаты (Приложение 10) на право повышения оценки на один балл за I полугодие (четверть).
- Задать вопросы:
Предложите ученикам отправиться в “командировку” в прошлое.
Обратите внимание, что они не могут потратить на приобретение акций средств больше, чем у них имеется.
Они не обязаны тратить все свои средства на покупку акций. Все рубли, не потраченные на покупку акций, они смогут вложить в государственные сберкассы Российской империи (ГСКРИ). Прикрепите на доску листок с названием ГСКРИ (Приложение 7 – Рисунок 6), в центре полученного круга повесьте лист с изображением знака “?” (Приложение 8).
На ознакомление с докладом и принятие решения у команд - 12 минут. Принятые решения должны быть записаны в листке принятия решений (или введены в соответствующую колонку электронной таблицы).
На ознакомление со статьёй и принятие решения - 8 минут.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие основные понятия урока помогли вам в принятии решений?
- Какие трудности вы испытывали на уроке?
- Выводы:
- Несмотря на дефицит времени на уроке, учащимся удалось познакомиться с новыми понятиями и приобрести пусть небольшой, но всё же опыт в принятии решений с использованием экономических знаний.
- Инвестирование может помочь оздоровлению экономики, если оно будет удачным, то это решит многие проблемы. Поэтому важно уже сейчас научить будущих инвесторов, грамотному, аргументированному и вдумчивому принятию решений.
- Хочется верить, что от этого выиграют не только люди, но и вся экономика, а Россия станет одной из ведущих стран мира.