Игра–путешествие "Государственные символы страны моей"

Разделы: Внеклассная работа


Основные задачи данного мероприятия:

образовательные:

  • закрепление в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных на уроках истории, обществознания, изобразительного искусства;
  • расширение и углубление знаний обучающихся о прошлом городов Мурманской области;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации.

развивающие:

  • способствовать расширению мировоззрения обучающихся;
  • активизировать желание детей работать самостоятельно, использовать свои знания на практике;
  • способствовать развитию аналитических и коммуникативных навыков обучающихся, навыков групповой работы.

воспитательные:

  • способствовать формированию патриотических чувств и национального самосознания, гуманистических ценностей, правовых и эстетических норм.

Подготовительная работа учителя.

  • Четкая формулировка правил игры и критериев оценки заданий, выполняемых учащимися.
  • Оформление места проведения игры в соответствии с типом мероприятия и его тематикой.
  • Определение временного интервала для пребывания команд на станциях и проведения викторины для болельщиков.
  • Подготовка подсказок в случае возникновения трудностей у игроков при выполнении заданий.
  • Изготовление маршрутных листов для команд и бланков протоколов для жюри.
  • Консультативная помощь для команд при подготовке к игре.
  • Проведение инструктажа для членов жюри. Возможно привлечение в качестве членов жюри старшеклассников.

Оборудование: слайд-проектор; комплекты цветных диапозитивов:

  • “История российской государственной символики”,
  • “Современная российская символика”,
  • “Современные российские награды”,
  • “История российских наград”;
  • настенный экран; плакат с изображением герба РФ; карта Мурманской области;
  • комплект плакатов “Государственные и военные символы Российской Федерации”; компьютерный диск “Государственная символика России. История и современность”; компьютер; листы с заданиями; маршрутные листы; оценочные листы для членов жюри.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Для проведения данной игры учителю необходимо сформировать команды по 5-7 человек из каждого класса, принимающего участие в игре. Целесообразно привлечь к прохождению с командой испытаний корреспондента с блокнотом и ручкой (если есть возможность, с видеокамерой или фотоаппаратом). По окончании игры, фотогазета, видеоматериалы могут быть использованы на одном из уроков обществознания для обсуждения результатов данного мероприятия.

Игра начинается с линейки для всех команд-участниц и их болельщиков. Проводится в большом помещении. Обучающимся объясняются условия игры, командирам команд выдаются маршрутные листы (см. Приложение 1), в которых обозначены пути передвижения с указанием классных помещений, в которых расположены “станции”. Первой станцией для всех команд станет “Визитная карточка”. Каждая команда представит жюри свой герб, объяснив смысл изображенных символов. Критерии оценки данного конкурса должны быть заранее сообщены всем командам (см. Приложение 2).Жюри комментирует выставленные баллы и отправляет команды в путешествие. В помещении остаются болельщики и их вниманию предлагаются вопросы викторины. На станциях учителя объясняют задания командам, оценивают результаты и проставляют их в маршрутном листе, заверяя подписью. Время пребывания на каждой станции 10-15минут. По окончании путешествия команды возвращаются на стартовую площадку, сдают маршрутные листы жюри, которое состоит из организаторов станции. По усмотрению устроителей данного мероприятия, результаты викторины для болельщиков могут быть суммированы с результатами команды или же награждение победителей среди команд и болельщиков можно провести раздельно.

Станция “ Визитная карточка”.

С этой станции начинается движение по маршруту всех команд. Это единственная станция, на которой выполненные задания, одновременно представят все участники. Задание команды получили заранее. Задание: нарисовать герб своей команды.

Требования:

  • герб выполняется на ватмане;
  • герб должен быть выполнен в цвете;
  • работа должна быть художественно оформлена;
  • герб должен отражать особенности, неповторимость команды, создавшей его;
  • созданный герб необходимо “защитить”.

Условия: Максимальное количество баллов, которое может набрать команда – 19.

Время для “защиты” 3-4 минуты. Критерии оценки данного задания приведены в протоколе оценки гербов команд – участниц игры–путешествия “Государственные символы страны моей” (см. Приложение 2). Оборудование: плакат с изображением герба РФ.

По окончании выполнения заданий баллы, заработанные командой, выставляются в маршрутный лист и команда продолжают движение.

Станция “ Юные правоведы”.

Задача: дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, касающиеся законодательства РФ, определяющего правовой и политический статус государственных символов страны.

Условия: каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Неполный ответ не оценивается. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда – 10.

.Время пребывания на станции 10-12 минут.

  1. В связи с каким событием и когда празднуется в России День Государственного флага ? ( В связи с восстановлением 22.08.1991г. исторического российского трехцветного государственного флага праздник установлен 22августа).
  2. В дни каких государственных праздников наряду с Государственным флагом РФ используется Знамя Победы?( В дни государственных праздников РФ, дни воинской славы России (9 мая,23 февраля) ,при проведении воинских ритуалов и массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа).
  3. Объясните в связи с каким событием в истории нашего государства знамя стали называть Знаменем Победы .Как выглядит это знамя? Опишите его. (В связи с Победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Красное полотнище с соотношением длины к ширине 2:1,на обеих сторонах в верхнем углу расположено изображение пятиконечной звезды.)
  4. Опишите государственный флаг РФ. (Прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белой ,синей ,красной. Отношение ширины флага к его длине 2:3.)
  5. Исправьте допущенные ошибки в следующем утверждении.

Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях:

А). Правительства РФ; Б); Администрации Президента РФ; В); Центрального Банка РФ;Г); Сберегательного банка;Д) Дипломатических представительств. (Лишнее Г,Д).

6. Как должны себя вести граждане РФ при исполнении Государственного гимна,,сопровождаемого поднятием Государственного флага? (Присутствующие выслушивают гимн, стоя, мужчины, за исключением военнослужащих, без головных уборов, повернувшись лицом к флагу).

7. В какое время ежедневно государственные телевизионные и радиовещательные компании обязаны транслировать Государственный гимн РФ?( Ежедневно перед началом и по окончании вещания, при круглосуточном вещании в 6 часов и 24 часа по местному времени. В новогоднюю ночь -после трансляции боя часов на Спасской башне.)

8. В каких случаях исполняется Государственный гимн ,согласно Федеральному Конституционному закону?(При вступлении в должность президента РФ ,руководителей местного самоуправления, во время церемонии подъема государственного флага, при открытии и закрытии заседаний обеих палат Федерального Собрания, во время церемоний встреч глав иностранных государств, при проведении воинских ритуалов, при открытии памятников, при проведении органами местного самоуправления торжественных мероприятий, во время спортивных соревнований).

9. Опишите изображение Государственного герба РФ.(Основа- четырехугольный геральдический щит, с закругленными углами, заостренной оконечностью ,красного цвета. В центре – золотой двуглавый орел, поднявший распущенные крылья, увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона).

10. Какие действия по отношению к государственным символам РФ влекут за собой осуждение и наказание со стороны государства? (За использование государственного герба РФ, исполнение Государственного гимна РФ с нарушением Федерального конституционного закона, надругательство над Государственным флагом и другими символами, граждане преследуются по закону).

Станция “Терминологическая”.

Задача: установить соответствие между терминами и их определениями, вставив пропущенные буквы. Условия: каждый правильный ответ приносит команде 1 балл если допущена грамматическая ошибка или не правильно установлено соответствие-0,5 балла. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда – 20 . Время пребывания на станции 10-12 минут. Оборудование: листы с заданиями по количеству команд, принимающих участие в игре.

Термин

Определение

1

2

  1. Сфр(А)гистика
А) историческая дисциплина, изучающая историю монет и их чеканки.
  • Г(Е)ральдика
Б) изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

1

2

  • Нум(И)зматика
В) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.
  • К(О)нституция
Г) печать, знак, который выжигают, ставят на чем- нибудь.
  • Кл(Е)ймо
Д) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.
  • Шт(Е)мпель
Е) печать.
  • Б(А)рельеф
Ж) 1 ) правило, положение какого–либо направления; 2) произведение, служащее нормативным образцом.
  • К(А)нон
З) живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических или животных элементов.
  • (О)рнамент
И) официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, денежных знаках.
  • Суверен(И)тет
К) основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму государственного устройства, правовое положение личности.
  • Г(И)мн
Л) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
  • Скипе(Т)р
М) 1) большая и мощная страна; 2) золотой шар с короной или крестом наверху – эмблема власти.
  • Д(Е)ржава
Н) украшенный жезл – эмблема власти.
14. Св(О)бода О) жестяной значок на форменной фуражке.
  1. К(О)карда
П) право верховной власти проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику.
  • Гер(Б)
Р) необходимый, постоянный признак.
  • Фла(Г)
С) условное или символическое изображение какого–либо понятия, идеи.
  • (А)трибут
Т) способность, возможность и желание человека думать, действовать беспрепятственно.
  • (Э)мблема
У) предмет или действие, служащее условным знаком какого-либо понятия.
  1. Символ
Ф) 1) хвалебная песня, музыкальное произведение; 2) торжественная песня, принятая как символ государственного единства.

КЛЮЧ:

1Д, 2В, 3А, 4К, 5Г,6Е,7Б, 8Ж ,9З, 10П, 11Ф,12Н, 13М, 14Т ,15О, 16И, 17Л ,18Р ,19С, 20У.

По окончании выполнения заданий баллы, заработанные командой, выставляются в маршрутный лист, и ребята продолжают движение.

Станция “Геральдическая”.

Задача: определить по предложенным изображениям гербов, гербоидов и эмблем названия городов и поселков Мурманской области, показать их по карте и дать исчерпывающий ответ о дате утверждения герба; авторе проекта; изображенной символике.

Условия: полный ответ приносит команде 2 балла. Неполный ответ может быть оценен в 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда – 32.

Время пребывания на станции 10-12 минут.

Оборудование: карта Мурманской области, презентация (Приложение 3).

По окончании выполнения заданий баллы, заработанные командой, выставляются в маршрутный лист и ребята продолжают движение.

Станция “Флаговедческая”.

Задача: определить по предложенным изображениям флагов их названия и дать исчерпывающий ответ о данном государственном или военном символе РФ.

Условия: полный ответ приносит команде 2 балла. Неполный ответ может быть оценен в 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда – 24. Время пребывания на станции 10-12 минут.

Оборудование: комплект плакатов “Государственные и военные символы Российской Федерации”, компьютер, компьютерный диск “Государственная символика России. История и современность” ( Государственный Флаг РФ; Флаг Министерства Обороны РФ; Знамя Вооруженных Сил РФ; Знамя сухопутных войск; Знамя Военно-Воздушных Сил; Эмблема Министерства Обороны РФ; Эмблема Вооруженных Сил РФ; Знамя Победы; Знамя Военно-Морского Флота РФ; Штандарт Министра Обороны РФ; Флаг РСФСР; Флаг СССР).

По окончании выполнения заданий баллы, заработанные командой, выставляются в маршрутный лист и ребята продолжают движение.

Станция “Музыкальная”.

Задача: назвать авторов предложенных гимнов, вставив в текст, пропущенные строчки.

Условия: полный ответ приносит команде 5 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда – 25. Время пребывания на станции 10-12 минут.

Оборудование: комплект текстов (5 шт.) по количеству команд ( см. Приложение 4).

Название гимна

Дата принятия

Авторы

№ приложения

“Гром победы, раздавайся !”

1791г.

Державин Г.Р. – слова.

Козловский О.А. - музыка.

4

“Молитва русского народа” или “Молитва русских”.

с 1833г.

Жуковский В.А. - слова.

Львов А.В. – музыка.

5

“Интернационал”.

1918г.

Потье Э. - слова.

Дегейтер П.- музыка,

Коц А.Я.- перевод.

6

Гимн РФ

2000г.

Михалков С.В. - слова.

Александров А.В. – музыка.

7

Гимн СССР

1944г.

Михалков С.В. - слова.

Александров А.В. – музыка.

8

Гимн Мурманской области   Патрикеев А. – слова.

9

По окончании выполнения заданий баллы, заработанные командой, выставляются в маршрутный лист и ребята продолжают движение.

Конкурс для болельщиков.

Задача: болельщикам необходимо объяснить какой государственный символ, государственная награда изображены на представленных слайда, а также в связи с каким событием они были учреждены.

Условия: полный ответ приносит болельщику 2 балла. Максимальное количество баллов, разыгрываемых во время конкурса– 44. Время проведения конкурса – до возвращения команд на стартовую площадку.

Оборудование: слайд-проектор, настенный экран, комплекты цветных диапозитивов

  • “История российской государственной символики”,
  • “Современная российская символика”,
  • “Современные российские награды”,
  • “История российских наград”.
 

Изображение на слайде

№ слайда

Название комплекта диапозитивов

1

2

3

4

1 Первый российский орден

2

“История российских наград”.
2 Медали для солдат

5

“История российских наград”.
3 Орден и звезда Св. Великомученицы Екатерины.

6

“История российских наград”.

1

2

3

4

4 Звезда, знак и лента ордена Св. Александра Невского

7

“История российских наград”.
5 Звезда, знак ордена Святой Анны Иоанновны.

8

“История российских наград”.
6 Орден, знак и звезда Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

11

“История российских наград”.
7 Звезда и знак ордена Святого Владимира.

15

“История российских наград”.
8 Крест для священников и памятная медаль, выпущенные в честь 300-летия дома Романовых.

19

“История российских наград”.
9 Медаль “Золотая Звезда”.

1

“Современные российские награды”.
10 Орден “За заслуги перед Отечеством”.

4

“Современные российские награды”.
11 Медаль ордена “За заслуги перед Отечеством”.

5

“Современные российские награды”.
12 Орден Мужества, медаль “За отвагу”.

8

“Современные российские награды”.
13 Медаль “Защитнику свободной России”.

9

“Современные российские награды”.
14 Юбилейная медаль “300 лет морскому флоту”.

11

“Современные российские награды”.
15 Медаль “за отличие в охране государственной границы”.

12

“Современные российские награды”.
16 Медаль “ В память 850-летия Москвы”.

17

“Современные российские награды”.
17 Медаль “ В память 300-летия С.-Петербурга”.

19

“Современные российские награды”.
18 Герб СССР

14

“Современная российская символика”.
19 Современный российский герб.

15

“Современная российская символика”.
20 Знамя новой России

19

“Современная российская символика”.
21 Стяги Древней Руси.

13

“История российской государственной символики”.
22 Государственный флаг России 19 – н.20 веков.

20

“История российской государственной символики”.

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков, подсчитываются баллы, заработанные командами. Грамотами награждаются победители. Объявляется конкурс для журналистов команд на лучшую фото или видеогазету ( видеофильм).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полагаю, что данная игра-путешествие имеет следующие преимущества:

  • способствует активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • сплачивает классные коллективы;
  • содействует формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы, стремлению к самообразованию;
  • расширяет обществоведческие, исторические знания и представления детей;
  • развивает творческие способности, расширяет кругозор ребят;
  • повышает уровень мотивации детей при изучении предметов гуманитарного цикла;
  • способствует установлению межпредметных связей;
  • способствует воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения, формированию гражданской позиции юных граждан РФ.

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9