Урок литературного чтения по учебнику Л.А. Ефросининой УМК "Начальная школа XXI в." по теме "Животные – герои сказок"

Разделы: Начальная школа


Тип и вид урока: урок творчества.

Цель:

  • Создание условий для составления своего произведения, через использование читательского опыта.
  • Развивать речь, пополнять словарный запас, через использование в речи пословиц.
  • Развивать умение четко и правильно формулировать свои мысли.
  • Развивать фантазию и воображение.
  • Создавать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах, парах.
  • Воспитывать интерес к литературному наследию.

Дидактические средства и материалы:

  • Карточка настроений.
  • Карточка самооценки.
  • Пособие “Цветик-семицветик”.
  • Таблицы согласных, слов. ^ Пословицы.
  • Карточка характеристики героя.
  • Модель сюжета.

Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Вхождение в контакт.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Нас ждет сейчас урок.

– С каким настроением вы начинаете урок? (Дети показывают карточки настроения.)

– Я надеюсь, что в ходе урока ваше настроение не изменится в плохую сторону.

– К какой отметке вы будете восходить на уроке? (Определение ориентира на отметку.)

– Настроимся на урок и скажем хором: “У нас все получится. Мы все успеем – ведь мы вместе!” – А какой урок нас ждет? (Урок литературного чтения.)

– Для чего нам необходим урок литературного чтения?

– Для того чтобы определить цель этого урока и его тему мы проведем разминку.

2. Разминка.

– Какую цель преследует наша разминка?

(Учиться правильно дышать, четко произносить звуки, читать плавно, развивать память, внимание, речь, повторять изученное.)

а) Дыхательная гимнастика.

  • Положить ладонь на живот и выполнить несколько вдохов и выдохов, следя при этом чтобы при дыхании работали мышцы грудной клетки, а не живота ( рука остается в покое без движения).
  • Чередование медленный вдох – быстрый выдох, а теперь наоборот быстрый вдох и медленный выдох.
  • Вдыхаем правой ноздрей, выдыхаем левой и наоборот.
  • Вдох через нос, а выдох через рот (и наоборот).

б) Работа с таблицей согласных ( в паре). Приложение 1

  • Чтение на выдохе.
  • Чтение с гласной.

Читаем внимательно, по схеме:

1 парта добавляем гласную И – 1 строка

парта добавляем гласную Е – 3 строка

парта добавляем гласную А – 2 строка

парта добавляем гласную О – 4 строка

Проверка.

в) Собери слова. Приложение 2

– Прочитайте все столбики, строчки.

– Все ли слоги написаны с прописной буквы. Как вы думаете почему?

– Соберите слова.

(Самостоятельная индивидуальная работа.)

– Какие слова собрали? Взаимопроверка. Фронтальная проверка.

– Какое слово лишнее?(Сундук.)

Это слово подсказывает нам, что сегодня вам будет помогать “Волшебный сундучок” и если на уроке у вас возникнут затруднения, он вам поможет.

3. Постановка проблемного вопроса.

– Как можно назвать этих героев одним словом? (Сказочные.)

– Откуда они к нам пришли? (Из сказок.)

– А знаете ли вы сказку, в которой бы жили вместе герои из разных сказок?

4. Постановка учебной задачи.

– Кто бы из вас хотел прочитать такую сказку?

– Я тоже бы хотела прочитать такую сказку.

– Но такой сказки действительно нет, что же мы можем сделать?

– Кто догадался, какой результат мы должны получить в конце урока?

5. Создание учебной ситуации, определение собственных задач урока.

Кучку скорее вы разберите
И пиктограмму выберите
У каждого в руках цветок волшебный
он поможет вам определить задачи нашего урока.

– Определите задачи своей работы на уроке. (Дети выставляют лепестки у цветка, выбирают пиктограммы.)

– Чему вы будете учиться на уроке?

6. Выбор цели урока

Работа начинается
 Перед нами лесенка появляется
Лесенка-волшебница
Лесенка-чудесница
Поможет цели нам достичь
И неизвестное постичь
Что поставим на верхушку лесенки достижения цели.

(Создать свою сказку о животных).

Лесенка-чудесница нас с тобой зовет
Лесенка-чудесница к цели нас ведет!
Чтобы сказку нам создать
На ступеньку нужно встать
На ступеньку путь не прост
Есть задания , есть вопрос.
Готовы начать испытания?
Готовы выполнить задания?

В сказках герои приходят на помощь друг другу и вы должны во всем быть дружными и помогать друг другу, поэтому сочинять сказки вы будете в группах. А кто сочиняет сказки? ( сказочники) Кто из вас хочет попробовать, быть сказочником? Вы сегодня будете сказочниками. А в работе вам поможет народная мудрость из нашего “Волшебного сундучка” “Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово” Понятны ли вам эти слова.

(Нужно быть внимательными к своим товарищам и не обижать их даже словами).

Волшебный сундучок, ваш помощник, спрашивает: А помните ли вы правила работы в группе?

  1. Умей выслушать каждого.
  2. Уважай собеседника.
  3. Приди к единому мнению.
  4. Добивайся успеха.

Операционно-исполнительский этап

1. Определение зачина.

Сказка, сказка прибаутка,
Сочинить ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар, и мал
От нее не задремал!

1 ступенька ЗАЧИН

Сказка начинается с зачина.
Чтоб зачин сочинять начать
Сказки на помощь нужно позвать
Сказки могут начинаться по-разному.
Вспомним изученное.
Выберите, как вам удобнее работать.
(В паре, в группе, индивидуально)

– Определите, как начинались сказки, которые мы изучили.

– В этом вам помогут в “Волшебные мешочки”

Индивидуально.

– Вспомни, какие сказки так начинаются:

Жили– были...

В паре

Соответствие. Соедините начало сказки с ее названием.

В группе( в тройках)

– Найдите в учебнике как начинаются эти сказки.

Русская сказка “Белые перышки
Русская сказка “Зимовье зверей”
Украинская сказка “Колосок”

Проверка:

– Какое задание выполняли те, кто работал в группе?

В паре?
Индивидуально?

Вывод: Какой зачин чаще всего встречается в сказках?

2. Выбор своего зачина к сказке.

Сказку дружно начинаем
И начало сочиняем.
Составление зачина сказки.

(Работа в группах.)

– Выберите тот зачин сказки, который вам нравится. Приложение 3

– Предложите свой вариант.

– Что вы еще заметили в зачине сказки

(Называются герои)

3. Определение героев сказки и выбор героев к своей сказке.

Сказка сочиняется
Герои появляются

– Вспомните, какие герои сказок нам встретились на разминке.

(Дети называют имена героев.)

Сундучок Волшебный вам помогает
И крышку на встречу вам открывает

– Выберите героев для своей сказки.

(По 1 человеку от группы подходят и вынимают из коробочки карточки с именами героев, по 2 имени героя.)

Воробей Воробеич, Глухарь, Бурый медведь, Кот Васька, петушок Голосистое горлышко, мышонок Круть, Цапля, Бык.

На 2 ступеньку шагаем с героями встречу начинаем.

– Познакомим читателей поближе с героями сказки.

Для этого расскажем о них поподробнее. (Составление описания героя.)

4. Работа над сюжетом произведений

На ступеньку 3 шагаем.

И сюжет мы открываем
Чтоб от сказки не скучать
Сюжет интересный нужно создать.

– Как развивался сюжет в изученных нами сказках?

– Работаем по вариантам.

– Определяем, к какой сказке ведет сюжетная линия.

Быстро сказка сказывается
Да не быстро сочиняется.

Работаем в группах и сочиняем сюжет нашей сказки, используя сюжетные схемы. (Приложение 4)

  1. Уровень – составьте сказку по сюжету.
  2. Уровень – дополните сюжет и составьте сказку
  3. Уровень – сочините сюжет по схеме и составьте сказку.

Проверка: Какая сюжетная линия у вас получилась?

5. Выбор окончания сказки.

– Будет ли вашим читателям приятно, если на этом закончить сказку?

– Всегда ли сказки заканчиваются хорошо?

– Как заканчивались сказки, которые мы читали?

– Как бы вы хотели закончить свою сказку?

– Волшебный сундучок подсказывает мне мудрые слова: “Сказка, ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”

– Чему учит ваша сказка?

– Подберите пословицу, которая поможет вам.

Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
Не мил и свет, когда друга нет.
Без друга на сердце вьюга.
Легко друзей найти, но трудно сохранить.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружба крепкая не сломается
Не расклеится от дождей и вьюг
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит
Вот, что значит настоящий верный друг!

Проверка.

6. Работа над заголовком произведения.

Труд нелегкий завершен
До конца ль окончен он?

Можно ли будет узнать вашу сказку среди других?
Что нам необходимо сделать? (Придумать заголовок.)

– Какой заголовок подойдет к вашей сказке?

7. Домашнее задание

  1. Перескажите составленную сказку.
  2. Запишите эту сказку.
  3. Придумайте свою сказку.

Дополнительное

Нарисуйте обложку

Рефлексивно-оценочный этап.

1. Проверка результатов деятельности групп.

Можно ли сказать, что мы закончили восхождение по лесенке достижения цели?

Послушаем наших сказочников.

(Заслушиваются группы.)

А как вы думаете, ребята, ваша сказка будет народная или авторская?

1. Самооценка работ групп.

Определите, по каким критериям можно определить вашу работу на уроке?

Оцените работу каждого в своей группе.

Оцените сами свою работу на уроке.

Сравните свои отметки с моими.

3. Рефлексия.

Смогли ли выполнить задачи, которые перед собой ставили?

Окончен наш урок
И мы достигли цели
Все старались, как могли
Вместе все сумели!
Человеку одному долго нужно мучиться
Ну, а если дружно, если вместе – все у вас получится!