Внеклассное мероприятие по математике – математическое совещание "Математика и экология"

Разделы: Математика


Цели:

  • образовательные: отработка практических умений и навыков действий с числами, применение знаний при решении задач экологического содержания, знакомство учащихся с экологическими проблемами района и нахождением путей решения этих проблем
  • развивающие: развитие познавательных интересов и творческой деятельности учащихся
  • воспитательные: воспитание положительных отношений к знаниям, воспитание интереса к деятельности по улучшению окружающей среды, воспитание экологической культуры, воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Дети читают стихотворение.

(слайд 1 Презентация)

«Берегите землю»
Берегите землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на ветках повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите землю! Берегите,
Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы.
Откровение земли и неба
Сладость жизни, молока и хлеба
Все дарю! Все доброе приемлю,
Только берегите эту землю!

Учитель:

Долгая, счастливая, а самое главное – здоровая жизнь человека зависит от состояния окружающей нас природы.

В последние годы получила развитие наука о взаимосвязи человека и природы – «гояэокли» (ЭКОЛОГИЯ) (слайд 2)

«Человек живет природой – это значит, что природа есть тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть»

Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю Вас на необычное занятие – математическое совещание «Математика и экология»

Сегодня проблема окружающей среды, сохранение природы нашей Родины, сохранение здоровья нации стала такой же важной, как и сохранение мира на земле от ядерной катастрофы.

Здесь мы собрались для того, чтобы обсудить возникшие в практике задачи, используя изученный материал по математике.

3.Участники совещания разбиты на группы.

Начинаем работу.

(слайд 3)

Выполните расчеты, характеризующие экологическое положение нашего района.

1 гр., 2 гр.

В п. Мендюкино через канализационную очистительную систему в сутки поступает 3тыс. кубических метров загрязненных сточных вод. Из них 1/3 проходят недостаточную очистку. Половина оставшейся воды возвращается в водоемы без очистки. Какое количество сточных вод возвращается без очистки?

3 гр.

В 2006 году было посажено 2 га саженцев, а в 2007 г. площадь составила ½ от 2006 г. Изобразите наглядно изменение площади посадки саженцев за 2 года.

Как видно саженцев высажено меньше, а почва из-за неочищенных сточных вод ухудшается.

Предложения: организовать весной посадку зеленых насаждений и обратиться в администрацию с предложениями об улучшении очищения сточных вод.

4. Сообщения учащихся 7 класса.

С1998 года в школе работает экодесант. Основные его цели – изучение природы родного края, пропаганда бережного отношения к ней. В течение года проводятся исследования по изучению экологии п. Мендюкино: берутся пробы воды на химический анализ, обращаются по поводу очищения сточных вод, производят очистку родника, сажают деревья и кустарники.

5. Учитель:

Растения в значительной степени влияют на состав атмосферы, создавая благоприятные условия для жизни человека. Оздоровительная роль растений проявляется, прежде всего, в том, что они выделяют специфические вещества – фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов.

Известно более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами: дуб, сосна ,липа, осина, тополь.

Название еще одного растения зашифровано: (слайд 4)

Канон – интеллектуальная игра, которая состоит из 3 элементов, связанных между собой логическими, ассоциативными связями.

Вопрос:

  1. к какой области относится
  2. что поставить вместо?
  • З ? округа 1
  • О 2 порода ?
  • У 3 приход 3

Ключ 326154 луетья

Зеленые насаждения способны поглощать многие вредные вещества, тем самым выполняя роль фильтров. Одним из лучших и является туя, которая задерживает пыль в 3 раза больше, чем тополь. Дым и газ хорошо поглощают клен, ель.

Зеленые насаждения регулируют влажность воздуха. Это особенно важно для микроклимата Зарайского района, в частности Мендюкино, т.к. он располагается в полосе лесостепи, и влажность воздуха летом здесь бывает незначительной.

6. Учитель:

Мы говорим о пользе растений на улице. А что вы знаете о домашних растениях и цветах? Есть ли от них польза? (слайд 5)

Цветы как люди
на добро щедры
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

В цветах разложены карточки с заданиями. Выполнив их, вы узнаете, во сколько раз комнатные растения снижают количество микробов в классе.

  • Декабрист
  • Герань
  • Бегония

Решите уравнение:

(24-х)+37=59,
8*(х+3)=56,

Упростите выражение и найдите значение: а-35-45, если а=83

Ученики делают вывод.

Создание устойчивых зеленых насаждений один из самых доступных и эффективных способов улучшения окружающей среды.

7. Посмотрим положение в Мендюкино с медицинских позиций.

Задача 1.

Средняя продолжительность жизни жителей поселка 64 года. Причем 5х+30=50 из этих лет мы живем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь?

(на 4 года)

Задача 2.

В 2006 г. в Мендюкино выписано лекарств на сумму 19920 р., а в 2007 г. на сумму 2* (3600*18-2392000:46) 25600 р.

Изобразите наглядно полученные значения (слайд 6)

Как видно, результаты неутешительные: заболеваемость увеличивается, увеличиваются затраты на лекарства. Что пагубно влияет на здоровье?

(Выбросы в воздух, питание, загрязнение воды, курение)

8. Предлагаю задание на внимательность.

Посмотрите на рисунки.

На рисунках изображено: в синем треугольнике мяч, в красном пятиугольнике сигарета, в зеленом прямоугольнике 2 кисточки с красками.

Рисунки закрываются.

Теперь ответьте на следующие вопросы:

  1. Какой предмет находится в синем треугольнике?
  2. Сколько кисточек рядом с красками?
  3. Какого цвета прямоугольник?
  4. Какой предмет лишний на рисунке?

Сигарета: “Почему это я лишняя? А вы знаете, что мои ближайшие родственники: картофель, томат, баклажаны. В Европе табак использовался в качестве лечебного средства. В вышедшем в 1625 году в Базеле учебники медицины о табаке говорилось следующее: ”Это зелье очищает небо и голову, рассеивает боль и усталость, оберегает людей от чумы, прогоняет вшей”.

Учитель: “Но ты забыла сказать, что родственниками табака (и это пожалуй справедливее) являются белладонна, белена и дурман. В 1608 году король Людвиг XIII запретил свободную продажу табака. В 1649 году в знаменитом “Уложении” царя Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом пока не признается, откуда табак достал. Торговцев – пороть, ноздри рвать и ссылать в дальние города». [1]

9. Сценка.

Врач и больной [2]

Участники-ученики 7 класса.

(слайд 7)

10. После сценки – исследовательская работа группы 1 группы.

Некоторые ученики нашей школы не задумываются о том, почему у них ухудшается внешность, портятся зубы, теряется зрение и слух, ухудшается успеваемость.

Наша группа обратилась в Мендюкинскую амбулаторию по поводу заболеваемости жителей поселка.

Выяснили, что в результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Мы подсчитали, сколько подростков могли бы остаться здоровыми?

Х+2х=60,

3х=60,

Х=20

20*2=40(подростков)

40 подростков могли бы остаться здоровыми.

Не случайно 20 ноября обьявлен Всемирным днем отказа от курения

11. Заключение

Где же выход? Ответы детей.

Надо беречь свое здоровье и здоровье окружающих, заниматься спортом, нужно отказаться от вредных привычек, правильно питаться, сохранять чистым воздух, заботиться об окружающей нас природе.

И конечно тревожно
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем.

Поблагодарить всех за работу на совещании, отметить лучших ребят.

12. Релаксация

(слайд 8)

Если все наши задания
Вы освоили без труда,
Если было интересно,
А не скука-маята,
Назови на этой строчке
Я ___ МОЛОДЕЦ!
И бегите гулять скорее
На сегодня все, конец!

Использованная литература:

  1. Фрагмент урока с элементами спектакля «Прежде чем закурить – подумай»
  2. Журнал «Биология в школе» №3 1987.