Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки


О современных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) в последнее время говорится много. Все больше преподавателей и специалистов образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения. И все же следует признать, что компьютер пока еще не стал привычным инструментом, которым может пользоваться учитель при проведении уроков иностранного языка (ИЯ).

В наши дни практически не осталось ни одной сферы деятельности человека, где бы ни применялись ИКТ. Неудивительно, что и преподаватели ИЯ по достоинству оценили их потенциал в педагогической практике.

Каждый, кто когда-нибудь пользовался компьютером, согласится с тем, что это устройство, по сути, изначально интерактивно. Таким образом, компьютер - это наиболее подходящий помощник в обучении ИЯ, целью которого является интерактивное общение. Системы обучения ИЯ с помощью компьютера стали особенно успешно развиваться в связи с появлением CD- и DVD-ROMов (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Эти разработки превратили обучение ИЯ в живой, творческий и естественный процесс. Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию прекрасных реалистичных программ, предлагающих учащемуся огромное количество сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и представляют огромную педагогическую ценность.

При осознании места и роли компьютера в учебном процессе следует прежде всего оценить возможности компьютера как средства обучения.

Компьютер как средство обучения на уроках английского языка

  • позволяет индивидуализировать обучение;
  • повышает активность учащихся;
  • помогает интенсифицировать обучение;
  • повышает мотивацию обучения;
  • создает условия для самостоятельной работы (несмотря на то, что во 2-3 классах только начинают формироваться навыки самостоятельной работы);
  • способствует выработке самооценки у обучаемых (система наград за каждую игру заинтересовывает ребенка и привлекает его к повторному прохождению, чтобы улучшить результат);
  • создает комфортную среду обучения.

У обучения ИЯ с помощью компьютера много преимуществ. Объединим их в несколько групп.

Прежде всего, хотелось бы представить достоинства этого метода с психологической точки зрения.

Обучение с помощью компьютера несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора - машины. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр или даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей, а также любимых героев известных мультфильмов и сказок, что особенно важно для учащихся начальных классов.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается, разумеется, в методических достоинствах обучения с помощью компьютера. Еще более 15 лет назад преподаватели начали применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингафонном кабинете, за счет постоянной и прямой реакции машины на ответы учащегося в ходе выполнения упражнения.

Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Школьники могут допускать любое количество ошибок, не испытывая при этом терпения компьютера и тратя время только на исправление и анализ собственных ошибок; могут не слушать как учитель снова объясняет уже знакомый материал.

Каждый преподаватель понимает огромное значение практики при овладении ИЯ. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз - ее необходимо повторить многократно; при этом желательно менять ее языковое оформление так, чтобы более четко выявить содержание. Здесь тоже может помочь компьютер: программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные конструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контекст.

Многократное повторение одной и той же языковой модели в компьютерной программе кажется незаметным и не очень навязчивым, поэтому учебный материал усваивается хорошо. Если бы такую отработку пришлось проводить в рамках традиционных форм общения учителя и ученика, то урок превратился бы в элементарную зубрежку, которой ученики не любят заниматься. Компьютерная среда создает среду общения, которая очень мотивирует ученика. Школьник относится к таким упражнениям как к занимательной игре с компьютером.

Здесь мы вплотную подошли к техническим преимуществам обучения ИЯ при помощи компьютера. Сейчас существует несколько программ, которые успешно справляются с машинным переводом технических текстов. Однако перевод художественных текстов все еще заключает много сложностей. Одновременно создавались программы проверки грамматики и орфографии. Что касается обучения устной речи, которое долгое время оставалось слабым местом обучения ИЯ с помощью компьютера, то в этой области резкий сдвиг произошел после разработки мультимедиа - целого ряда устройств, значительно расширяющих возможности компьютера. В частности, использование CD- и DVD-ROMов позволяет хранить намного больше информации, чем раньше, так что теперь компьютер может воспроизводить запись отдельных слов, предложений и целых текстов. Звуковые карты позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка или увидеть на мониторе диаграмму своей записи. Большинство программ позволяет также варьировать темп речи, "произносимой" компьютером. Графические возможности компьютера еще более выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют представить любой вид деятельности в виде картинок или анимации. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе позволяют ассоциировать фразу на ИЯ непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. Как утверждают психологи, ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам. Специальными исследованиями установлено, что из услышанного в памяти остается только четверть, из увиденного - треть, при комбинированном воздействии зрения и слуха - 50%, а в процессе изучения при помощи мультимедийных приложений - 75%.

В начальных классах, когда изучается ряд слов, обозначающих конкретные предметы, которые можно наглядно изобразить, показ картинки - самый распространенный способ семантизации. Использование наглядного предъявления слов обусловлено и психологическими особенностями детей, мышление которых в значительной степени еще сохраняет наглядный характер. При обучении без применения компьютера введение и семантизация лексических единиц чаще всего осуществляются во время фронтальной работы со всем классом. При работе с помощью компьютера учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося: те из них, у кого больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а школьники с преобладающей зрительной памятью больше внимания обращают на графический образ слова.

Как уже было сказано выше, компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, так и Интернет, позволяющий миллионам пользователей по всему миру обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео.

Еще одно многообещающее новшество в компьютерной технологии - это интерактивное видео. Программа представляет собой фильм на ИЯ. Учащийся реагирует на ситуации, предлагаемые компьютером (отвечает на вопросы героев, руководит их действиями), таким образом, изменяя сценарий, как бы сам участвует в развитии событий.

Использование компьютера представляет определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему пособия, а их наглядное изображение требует определенных затрат. Не менее значимое преимущество использование компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей: могут наиболее эффективно использовать новые технологии обучения.

Кроме того, мультипликация заинтересовывает учащихся и создает необходимую мотивацию.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут;
  • с целью профилактики зрительного утомления после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые дети выполняют сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз; желательно проводить их в игровой форме.

Проведение гимнастики для глаз не исключает физкультминутки. Регулярные упражнения эффективно снижают зрительное и статическое напряжение, настраивают детей на другой вид деятельности.

Однако тот огромный потенциал, которым обладает обучение на компьютере, используется далеко не полностью из-за проблем, связанных с относительной новизной этого метода.

Основным недостатком обучения с помощью компьютера до сих пор остается невозможность прямого устного диалога с компьютером. Однако технический прогресс в этой области дает нам возможность уверенно рассчитывать на то, что программы распознавания речи станут в скором времени неотъемлемой частью программ, обучающих ИЯ.

Наибольшую трудность представляют проблемы, возникающие на административном и преподавательском уровне и связанные с введением обучения с помощью компьютера в учебный процесс. Преподавателям ИЯ предстоит понять, что обучение с помощью компьютера предназначено для того, чтобы помочь им, освободив от долгих объяснений и рутинной работы, но оно не может заменить учителя. Изменив отношение к компьютеру, педагог сможет большую часть урока посвятить упражнениям, которые стимулируют реальное общение, что является целью коммуникативного подхода в обучении ИЯ.

Для эффективного использования всех возможностей ИКТ необходимо, чтобы они были интегрированы в учебную программу.

Современный социум вносит серьезные коррективы в работу каждого образовательного учреждения, заставляет считаться с веяниями времени. Дети живут в мире разнообразных электронных игрушек и игр, привыкают к существованию так называемой виртуальной реальности еще до того, как начинают бегло читать и решать содержательные образовательные задачи. Сегодня эти факторы нельзя игнорировать - напротив, нужно научиться умело их использовать.

Литература

  1. Владимирская, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирская // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. - Минск: Изд-во "Вышэйшая школа", 1999. - 522 с.
  3. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2.
  4. Полилова, Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков / Т.А. Полилова, В.В. Пономарева // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 6.
  5. Протасеня, Е.П. Компьютерное обучение: за и против / Е.П. Протасеня, Ю.С. Штеменко // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 3.
  6. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе: письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.03.2002 № 199/13.
  7. Самылина, Г.И. Обучение дошкольников английскому языку с использованием компьютера / Г.И. Самылина, Н.А. Фоминова // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 4.
  8. С компьютером на урок: с чего начинать: учебно-методическое пособие / О.Л. Колпаков, В.П. Жуланова, В.Н. Борздун, Е.О. Казадаева. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004. - № 2.
  9. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка / Т.Н. Телицына, А.Ф. Сидоренко // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.
  10. Цветкова, Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе / Л.А. Цветкова // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2.