Тема урока: "Вода и ее значение для живого" (Царица-водица). Окружающей мир. 2-й класс. Программа "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Основные задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием и красотой водоемов, с источниками питьевой воды. Донести до сознания детей значение воды для жизни на земле.
  2. Развивать познавательную активность, мыслительную деятельность учащихся.
  3. Воспитывать любовь к природе. Убедить в необходимости сохранения чистоты водоемов и бережного отношения к воде.

На уроке использованы: звукозаписи, видеофильм, карточки.

Начало урока сопровождается звукозаписью шума прибоя, звуки морской волны. Просмотр видеофильма о море, о воде. Работа по карточкам, разгадывание кроссворда, отгадывание загадок.

  • Декламирование стихотворений, инсценирование произведения К.И. Чуковского.
  • Рисование “запрещающих” знаков отношение к воде; под звуки шума прибоя. Выставка рисунков “запрещающие” знаки.

Основные задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием и красотой водоемов, с источниками питьевой воды. Донести до сознания детей значение воды для жизни на земле.
  2. Развивать познавательную активность учащихся, мыслительную деятельность. Расширять словарный запас детей. Развивать творческие способности уч-ся.
  3. Воспитывать любовь к природе. Убедить в необходимости сохранения чистоты водоемов и бережного отношения к воде.

Оборудование:

Звукозапись (шум прибоя, моря), видеофильм (водоемы, море, волны), Карточки индивидуальные (формы земли), рисунки (девушка – водица, слон, верблюд), кроссворд, карточки – слова (река, родник – ключ, колодец и др.), рисунки “запрещающие” знаки.

Ход урока

I. Повторение изученного.

У каждого ученика на парте лежит карточка. Карточка пуста, без слов.

– Запишите слова, которые можно отнести к формам суши. Дети записывают слова, которые можно отнести к формам суши.

(Равнина, холм, горы, овраг, пропасть)

Проверка: на экране телевизора дан правильный ответ карточки. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, ставят оценку (если все слова записаны верно – “5”, допущена 1–2 ошибки – “4”, три ошибки – “3”)

II. Сообщение темы и целей урока.

– О чем пойдет речь на уроке сегодня, вы узнаете отгадав загадку.

Загадка:

Много ее – беда!
Мало ее – беда!
Нужна нам всегда
Больше, чем еда. (Вода.)

– Речь пойдет о воде. К нам на урок пришла девица – красавица – водица.

III. Изучение нового материала.

Просмотр видеофильма о воде.

– Где встречается вода?

 – Кому нужна вода?

Обобщение учителем: Вода наполняет ручьи и реки, пруды и озера, моря и океаны. Вода есть в почве и под землей, где бегут подземные реки и ручейки. Дожди и туманы, тучи и облака, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стеклах – это тоже вода! Без воды не могут жить люди, животные и растения.

– Посмотрите на глобус (модель Земли), какого цвета больше? (Синего, голубого.)

– Эта вода, ее действительно больше, чем суши. Но ее нужно беречь.

IV. Работа по учебнику – тетради стр. 54 задание № 1.

– Назовите источники питьевой воды, разгадав загадки.

(Читают первую загадку по учебнику – тетради, отгадывают – река).

Все на свете отражает...
Напоит и освежит.
И все время убегает,
Да никак не убежит. (Река.)

Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение Георгия Ладонщикова.

Река живет

Смотришь на реку,
Кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнамо куда.
Но, если поглубже в нее заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так.
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался, а это
Огромная щука плывет, как ракета;
Река ведь не просто течет и течет, –
Она интересною жизнью живет.

– Что вам понравилось в описании речной жизни?

(Река не просто течет, это дом для рыб и других животных).

– Прочитайте вторую загадку по учебнику – тетради.

(Читают вторую загадку по учебнику – тетради, отгадывают – родник)

Из земли пробился,
Как сердечко бьется.
Ты в жару напился,
И другой напьется. (Родник.)

Рассказывают наизусть:

Скажи “родник” –
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(ключ от дверей тут ни причем)

– Родник, как по другому называют?

Ключевая вода

Журчит, поет водица.
Знакомою тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнется он, лакает,
Слегка намочит мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех!

– Что вы знаете о родниках (ключах)? (Самая чистая, холодная вода.) (В лесу кто находит родник, обкладывают его камушками.)

– Прочитайте третью загадку.

(Читают третью загадку по учебнику-тетради, отгадывают – колодец)

Дом узнаешь без труда:
В четырех стенах вода.
И журавль у входа
Раздает всем воду. (Колодец.)

Итог. Река, родник, колодец – это все источники питьевой воды. Не всю воду можно пить!

V. Беседа по вопросам

– Когда плохо, если воды много?

(Затяжные дожди, наводнения, если дома прорвало водопроводную трубу и т.д.)

– Когда плохо, если воды мало?

(В пустыне, где жара; во время засухи на полях и на огородах; когда судно садится на мель и др.)

– Сколько человек может прожить без воды?

(Без воды нет жизни! Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды не проживут и 2–3 дней. Например, слону в сутки надо 90 литров воды. Верблюд за 10 минут 135 литров воды выпивает.)

– Посмотрите на рисунок, послушайте стихотворение про верблюда.

Вот верблюд – живое чудо!
Два горба есть у верблюда.
Вдосталь он пока напьется –
Может выпить полколодца.
Но зато потом в пустыне,
Где воды нет и в помине,
Может он по многу дней
Не тревожиться о ней.

Итог: Всему живому нужна вода!

Физминутка

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

VI. Работа по учебнику-тетради стр. 55 задание № 3

– Пользуясь рисунками, расскажи, кому и для чего нужна вода.

Учащиеся рассказывают по рисункам “Добрые” дела воды в кроссворде.

В воде живут рыбы, другие плавают по ней (лебеди, утки), строят свои дома, скрывая вход в ней (бобры), четвертые научились дышать в воде и она, смачивая их кожу, не дает ей высохнуть (лягушки).

– Отгадайте “Хитрые” вопросы.

– Может ли прожить без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек?

– Иногда автомобили моют в реке. Попадает бензин, а он вреден для рыб. Фабрики обычно строят у рек, для работы многих станков нужна вода. Отходы часто сбрасывают в воду. Как быть? Дайте совет. (Ставить очистители.)

Заполни крестословицу (кроссворд).

На доске кроссворд. Заполнение и проверка: возит, моет, охлаждает, поит, исцеляет, гасит.

Итог: Прочитайте слова в кроссворде, как используется вода.

VII. В класс выбегает чумазая девочка, а за ней Мыло.

Девочка (кричит). Пусти меня! Что тебе нужно от меня?

Мыло.

Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки, на локтях дорожки.

Девочка.

Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала-
Вот они и загорели.

Мыло.

Ах ты, девочка чумазая,
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный,
Будто закопченный.

Девочка.

Я на солнышке лежала,
Нос я кверху держала –
Вот он и загорел.

Мыло.

Ой ли, так ли?
Отмоем все до капли.

(Мыло ведет девочку к раковине с водой и моет ее, та отбивается.)

Учитель.

Громко девочка кричала,
Как увидела мочалку,
Царапалась, как кошка.

Девочка.

Не трогайте ладошки,
Они не будут белые – они же загорелые.

Мыло. А ладошки-то отмылись!

Учитель.

Оттирали мылом нос –
Разобиделась до слез.

Девочка.

Ой, мой бедный носик
Мыла не выносит!
Он не будет белый – он же загорелый.

Мыло. А носик тоже отмылся!

– Расскажите, где используется вода в доме.

Рисунки учебника-тетради стр. 54 задание № 2.

(Моют посуду, стирают одежду и белье, моют полы и мебель) (Гигиена человека: сколько раз надо умывать, руки, лицо, ноги, туловище тело.)

Итог: О чем предупреждает Мойдодыр?

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!

VIII. Самостоятельная работа.

Тетрадь-задачник стр. 55 задание № 4.

Вставь пропущенные слова.

(Работа в парах, можно шепотом посоветоваться) Задание записано на доске, пропущенные слова на карточках.

Проверка: чтение предложений.

На доске запись:

Всему живому ___________ вода.

Пресной воды на Земле _______.

Необходимо _____________ расходовать воду.

Краны в доме должны быть ____________ .

Нельзя ________________ водоемы.

(Слова на карточках: нужна, мало, экономно, закрыты, загрязнять)

VIII. Рисунки на листах.

Нарисуйте “запрещающие” знаки у воды.

(Слушание музыки – шум воды, прибоя. Включение звукозаписи.)

Выставка рисунков, рассказы детей.

(Нельзя мыть машины в реке, не сбрасывать мусор в воду...)

Итог: Как можно назвать девицу – красавицу – водицу? Почему водица – царица?

IX. Домашнее задание. Составить сказку про водицу – царицу.