Интегрированный урок (окружающий мир + история) в 4-м классе "Куликовская битва"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
  • Развивать устную речь учащихся на интересных фактах исторического наследия.
  • Воспитывать любовь и гордость за свою Родину.

Оборудование:

Ход урока

I Организационный момент.

Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять, интересное узнать.

II Проверка домашнего задания.

Учитель: Проходим мы сейчас большую тему "Трудные времена земли русской".(Слайд №1 )

О каких же трудных временах мы уже с вами узнали? Кто нападал на землю русскую? (Монголо-татары, шведы, немцы)

- Что вы знаете о монголо-татарском нашествии? (:)

- Тестирование

"Вставьте в текст пропущенные даты и слова"

Тест №1 (Слайд №2 )

Битва со шведами была на реке :. в :. году. Новгородский князь :. поднял жителей города. Натиск русских был силён и внезапен, каждый сражался, как лев. После победы на реке : Александр получил прозвище : . Было ему тогда только : лет.

Тест №2 (Слайд №3 )

5 апреля : года на льду : озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием :. побоища. В бою рыцари строились : . Его удар был так силён, что пробивал крепкую оборону. Александр, зная это, изменил расстановку своих сил и рыцари оказались в западне. Сбитые в кучу, они дрогнули и отступили. Многие из-за своих : доспехов утонули в озере. : пленных рыцарей были с позором проведены по улицам :. .

Учитель: А теперь давайте вспомним о московском князе Иване Даниловиче. Народ его прозвал Иван Калита. Почему? Что происходило с Москвой при его правлении?

Почему за время его правления прекратились ордынские набеги и погромы?

III Работа над новой темой.

Учитель:

В 1380 году на Московском престоле сидел князь Дмитрий - внук Ивана Калиты.(Слайд № 4 ). Он узнал, что Золотая Орда пришла в упадок. Видя её слабость, он перестал платить ей дань. Правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя. Он стал собирать войско и грозился вновь разорить всю русскую землю.

Князь Дмитрий понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей земле русской гонцов с грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси.

Все явились во всеоружии.

Каким было вооружение того времени нам расскажет и покажет Богомолов Д.Н. (Слайд №5 )

Рассказ ученика: "Вооружение того времени было очень тяжёлое. Воины с головы до ног были покрыты доспехами из меди, железа, дерева. Больше всего употреблялись кольчуги - рубахи до колен из плотно сплетённых мелких железных колец. Использовались и дощатые нагрудники с нашитыми на них маленькими железными пластинками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разные шлемы. (слайд №5) Для защиты лица от сабельных ударов к шлему прикреплялось забрало. У некоторых шлемов сзади была кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи, плеч. Главным наступательным оружием были копья и стрелы (слайд №5). Кроме них употреблялись мечи, кинжалы, сабли, топоры. Однообразия в вооружении не было, каждый имел доспехи и оружие по своему желанию и достатку."

Учитель: На битву князя благословил Сергий Радонежский (Слайд № 6 ) Что вы помните о этом человеке? (Учащиеся отвечают, основываясь на материале из учебника "Родная речь. 4 класс. Часть 1. с.25-31 под редакцием Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого)

Учитель: Он не только благославил, но и дал Дмитрию двух монахов-богатырей: Пересвета и Ослябю.

Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать навстречу врагу. Сошлись войска на Куликовом поле. Там 8 сентября 1380 года произошла знаменитая Куликовская битва.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух богатырей.(Слайд №7 )

"Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая - монгольский богатырь Челубей. Он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял русский богатырь Пересвет. С копьём наперевес помчались всадники навстречу друг другу и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга."

Учитель: И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.(Слайд №8)

Стрелы падали дождём, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.

Князь Дмитрий в одежде простого ратника сражался вместе со всеми.(слайд №8)

И когда силы у всех были уже наисходе, на поле появился засадный полк. (Слайд №8) Это произошло так неожиданно и стремительно, что среди врагов возникла паника и неразбериха. Враг дрогнул и побежал. Беспорядочно отступавшая конница почти растоптала собственную пехоту.

Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. После битвы князя долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только раненым. Ему оказали помощь, и он вновь возглавил войска.

Но к чувству торжества и ликования примешивалась скорбь по погибшим.(Слайд №8) Из летописи известно, что вся земля на Куликовом поле была пропитана кровью, а воды реки Дон три дня были красны.

С этой победой у русского народа появилась надежда навсегда освободиться от монголо-татарского ига. А народ, в память победы на Дону стал называть своего князя Дмитрием Донским.

IV Закрепление изученного.

Учитель: А теперь давайте восстановим всё, что вы узнали на уроке.

  1. Кто из русских князей бросил вызов Орде?
  2. Почему Мамай выступил против Руси?
  3. Что предпринял князь Дмитрий?
  4. Кто благословил князя на борьбу с врагом?
  5. Какое вооружение было у русской дружины?
  6. Когда состоялась битва?
  7. Где находился князь во время боя?
  8. Чем закончилась битва?
  9. Как стали называть князя Дмитрия после Куликовской битвы.

Учитель: А теперь поработаем в своих тетрадях. Откройте с. 22-23 Выполняем задание №1

№1 Ответ: хан Батый.

№2 Ответ:

  • "Ледовое побоище" - Александр Невский, рыцари-крестоносцы, 1242год.
  • "Куликовская битва" - Мамай, монголо-татары, Дмитрий Донской, 1380год.

V Итог урока.

Учитель: Почему же Куликовская битва имеет такое большое значение в истории русского народа? ( : )

Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям.

Русь впервые почувствовала свою силу в единении.

Московское княжество стало самым сильным.

VI Домашнее задание.

С. 70-74, в тетради.