План-конспект по теме: «Графический образ войны 1812 г. (по мотивам произведения М.Ю. Лермонтова "Бородино")» по предмету «Композиция»

Разделы: МХК и ИЗО


Класс: 4 (13-14 лет).

Предмет: Композиция

Количество часов на тему: 12 (4 урока по 3 часа)

Техника исполнения: граттаж.

Цели уроков

  1. Формирование патриотических чувств современных школьников, на примере доблестных побед русского народа.
  2.  Создание композиции, отражающей образ войны 1812 года, по мотивам произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
  3.  Обобщение знаний учащихся, создания станковой графической композиции, от замысла к раскрытию содержания средствами композиции.

Задачи уроков

учебные:

  • Выявить прошлый художественный опыт учащихся в изображении многофигурной, трехпрановой композиции;
  •  Организовать учебную деятельность учащихся по изучению способов и приемов передачи пространства на плоскости, применяя выразительные средства графики;
  • Способствовать формированию навыков учащихся, художественно-эстетической оценки результата собственной изобразительной деятельности.

познавательные:

  • Активизировать знания прошлого опыта создания станковой динамической композиции;
  •  Освоение новых способов передачи пространства графическими средствами;
  •  Закрепление знаний художественной деятельности, составление алгоритма выполнения работы, от замысла к изображению с использованием эффектов света, характера линий, штрихов, тонового пятна многофигурной композиции;
  • Знакомство со способами художественно-эстетической оценкой своей работы.

Содержание уроков

Урок №1

Теоретическая часть:

  1. Изучение произведения М.Ю.Лермонтова « Бородино» (аудио запись)
  2. Введение в тему урока; черты направления « романтизм» в искусстве 1 пол.19 века; «ритм» в композиции как основа передачи характера художественного произведения.
  3. организация урока с учащимися направленная на самостоятельный поиск идеи темы композиции.

Практическая часть:

  1. Создать эскизы, применяя принципы художественного направления « романтизм». придумать три варианта эскизов, выявляющих световые эффекты пространства в композиции. Приложение №1.

Урок №2

Теоретическая часть:

  1. Закрепление знаний и умений учащихся, создания станковой графической композиции, с элементами динамики, на основе составления схем для создания сюжета в композиции. Приложение №2

Практическая часть:

  1. В созданные эскизы вводим тематический сюжет: размещаем фигуры людей, орудий, характер местности, расположение пятен дыма, туч на небе, используя созданные схемы.
  2. Работаем с технологической картой « Граттаж в композиции». Приложение №3

Урок№3:

Теоретическая часть:

  1. Закрепление знаний и умений, учащихся по теме « Выразительные средства графики в станковой композиции». Приложение №4

Практическая часть:

  1. Увеличиваем формат эскиза на формат А2, работаем над созданием трехпланового пространства в композиции, применяя знания о графических средствах.
  2. Выполняем штриховку простыми карандашами разной мягкости, применяя различный характер штриховки (небо, плоскость земли, детали одежды, фигуры людей, дым и т.д). Приложение №5

Урок №4:

Практическая часть:

  1. Работаем с технологической картой « Граттаж в композиции».
  2. Завершаем работу над композицией.

Учебная программа Детской школы искусств (художественного отделения), ставит перед собой главную цель: развитие творческого мышления современного школьника; изучение основ изобразительной грамоты.

В 1-3 класс, на предмете «композиция», учащиеся последовательно изучают: средства, приемы, правила композиции. К 4-у классу ученик создает работу по композиции, начиная поиска идеи, применяет знания о законах композиции, применяет средства, приемы, правила композиции, раскрытию художественного образа в учебной работе.

Занятия в школе проходят блоком уроков -12 часов, один урок-3 часа. Такая структура позволяет более глубоко изучить содержание темы урока, проводить ассоциативные связи с другими видами искусства (музыкой, литературой, поэзией).

Вашему вниманию, представлена теоретическая часть урока в 4 классе, ДШИ№3 по теме: « Графический образ войны 1812 года». Этот урок обобщает знания по применению графических средств, в создании станковой композиции. В течение 3 лет ребята изучали средства графики: штрих, линия, пятно, тоновой контраст, нюанс; способы передачи фактуры; передачу пространства при помощи линейной и воздушной перспективы, плановость; правила передачи ритма; законы композиции: цельность, типизация, контрасты, соподчиненность композиционных средств замыслу композиции. На уроке применяются знания учащихся в области « истории искусств».

Ход урока

Учитель. «В 2009 году исполняется 170 лет со времени создания Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника». Сегодня наш урок « Бородино-славное поле победы», мы посвящаем Отечественной войне 1812 года – «событию судьбоносному, сыгравшему выдающуюся роль в истории России, ставшего «голосом» и «эхом» подъема русского национального самосознания. Наши предки в единоборстве с наполеоновскими захватчиками проявили небывалое мужество и самоотверженность, ставшее образцом величия русского духа, примером единения народа перед лицом грозного врага, вторгшегося в Россию, и не только одержали победу над ним, но и совершили освободительный поход в Европу». [6] 

Сегодня наш урок мы посвящаем славным страницам истории Отечества 1812 г.

Чем интересна и увлекательна работа над картиной художника-баталиста?

(Ребята вступают в диалог с преподавателем, перечисляют задачи работы художника- баталиста над картиной:

Дети.

  • Передать особенности военных действий.
  •  Показать силу и мужество солдат, защитников своей Родины.
  • Передать историзм происходящего военного события:
    - особенности ландшафта местности.
    - знать отличия в военной форме солдат той или иной эпохи,
    - уметь изображать фигуру человека в движении,
    - передавать световые эффекты сражений: взрывы, дым, мелькание пуль.)

Учитель.Итак, главной задачей художника является – продумать идею будущего произведения.

Учитель предлагает учащимся погрузиться в эпоху 1812 года, по средством прослушивания произведения М.Ю. Лермонтова « Бородино», на аудио кассете, читает Виктор Зозуля, чтение сопровождается военной музыкой 1812 года..

В поиске идеи нашего будущего произведения нам поможет произведение М.Ю. Лермонтова « Бородино» и ответы на следующие вопросы:

  • Каков характер природы в произведении? (Земля тряслась, небо светилось, ритм затишья природы и движения)
  • Кто наиболее важен в произведении человек или природа? (Восхищение мощью природы и одухотворенность; человек героизирован, природа эмоциональна).
  • Какие эффекты военных действий заставляют нас почувствовать страшную силу войны? (Пожар, дым, выстрелы, бой барабанов, свист снарядов).
  • Какой художественный материал, вы выбрали, для создания образа войны в картине. (Взаимодействие черного и белого пятна: уголь, тушь, перо, гуашь).

Учащиеся отвечают на вопросы, после прослушивания; учитель записывает ответы на доске.

Вы внимательно прослушали произведение. Природа в произведении « Бородино» очень выразительна пространством, характером, эмоциональностью, но нераздельно связана с эмоциональным миром человека. Поэт, М.Ю. Лермонтов раскрыл романтическое восприятие бородинского сражения, выразил идею гражданской страстности, веру в великое предназначение человека.

«Романтизм» - идейное и художественное движение в европейской и американской культуре к. 18 – 2 пол. 19 в.в., проявил себя во всех видах искусства, в философии, гуманитарных науках. В пластических искусствах ярко проявился в живописи и графике.

Учащиеся вспоминают художников романтического направления: Англия: У. Тернер, У. Блек; Россия: О.Кипренский, К. Брюллов, И. Айвазовский; Франция: Э. Делакруа.

Ученикам предлагается нарисовать схему композиции по произведениям художников, распечатанную преподавателем на ксероксе в черно-белом варианте:

  • на формате 10х15 затонировать эскиз простым карандашом и выполнить просветы при помощи ластика. Приложение №1.
  • разместить главные детали сюжета линейной схемой и тоновым пятном.
  • анализируем полученные схемы композиций.

Ребята, вы хорошо поработали, сейчас мы выявим выразительные средства композиции применяемые художниками-романтиками, при помощи созданных вами схем.

Какими средства композиции применяет художник ля передачи эмоциональности в картине?

Дети.

  • Тоновой контраст.
  • Размытость тонового пятна.
  • Главное действие сюжета переносится на второй план.
  • Контраст характеров в сюжете.
  • Диагонали создают напряженность.
  • Композиция динамичная, живая.

Учитель. Обобщая схемы в единое целое их можно увидеть разную направленность движений в картине:

  • Движение в глубину
  • Движение в сторону
  • Движение вверх.

(Приложение №2)

Итак, мы с вами убедились, что средства композиции, выражают главную идею произведения и рождают художественный образ, как в литературном так и в художественном произведении. Эти знания вам необходимо применить в создании эскизов будущей композиции, по принципам направления романтизм, в трех вариантах.

Все ошибки детей должны замечаться и с подсказки учителя и самих детей исправляться. На этом этапе очень важно, поощрять инициативу детей и их творчество. Учитель с помощью наводящих вопросов приводит детей к правильному решению, словесно поясняя, какую неточность допустил ребенок, и что нужно сделать чтобы передать в композиции ритм, выделить композиционный центр.

Таким образом, поиск решения осуществляется совместно с учителем. Все, что говорит учитель. Это не примеры правильного решения, а направляющие вопросы. позволяющие ученикам предположит, как действовать дальше.

Учитель. Продолжим наш урок, совершив путешествие в прошлое, посмотрим фрагменты художественного фильма « Гусарская баллада». Я хотела бы, обратить ваше внимание на то, как выглядели солдаты, офицеры в знаменательном 1812 году; их характеры, отношение к жизни.

После просмотра видеофильма «Гусарская баллада» учитель предлагает учащимся приступить к самостоятельному поиску сюжет, совместно с педагогом в конце урока был отобран один эскиз для дальнейшей работы на следующем занятии в технике граттаж. Приложение №3.

Литература:

  1. Михайлов Олег, Славный год войны народной, М.: « Детская литература», 1990 г.
  2. Паранюшкин Р.В., Композиция, «Ростов-на-Дону», 2002 г.
  3. Шорохов Е.В., Основы композиции, М.: 2 Просвещение», 1979 г.
  4. Аудио кассета, 1812 год в русской поэзии и музыке, читает Виктор Зозуля,
  5. « Страдиз», 1991 г., «ТВИК – лирек».
  6. Журнал, «Юный художник», №7, 2008 год, стр. 47.

Приложение 6