Урок математики по теме "Дробные числа" (смотр знаний)

Разделы: Математика


Цель: повторение, систематизация и закрепление знаний и умений учащихся по теме "Дробные числа", воспитание ответственности, внимания, тренировка памяти, развитие сообразительности, находчивости, использование полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Оборудование: листы настроения, карточки-задания, письма, компьютерная презентация урока (приложение).

Ход урока

I. организационный момент

Каждому ученику раздают лист настроения. В начале и в конце урока отмечается настроение, что позволяет учителю прослеживать на протяжении всего урока настроение любого ученика.

II. проверка знаний

Математический диктант:

1 вариант 2 вариант

Запиши числа:

А) семь двадцатых (7/20)

Б) три целых семь восьмых (3?)

А) пять тринадцатых (5/13)

Б) четыре целых две третьих (4 ?)

Если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то значение дроби ::.. ( не изменится)

Увеличьте число

0,1 на 2,5 (0,1+2,5=2,6)

0,1 на 3,7 (0,1+3,7=3,8)

Выделите целую и дробную части

23/4 (5?) 17/3 (5?)
Сравните дроби
А) 9/13 * 4/13

Б) 1,2593 * 1,25

А)5/14 * 9/14

Б)2,45 * 2,4581

Округлите дроби
13,87 до десятых (13,9) 14,53 до десятых (14,5)
0,521 до сотых (0,52) 0,638 до сотых (0,64)
38,5 до единиц (39) 27,5 до единиц (28)

III. теоретический опрос учащихся проводится в форме игры "Я тебе - ты другому".

Вопросы по теме "Дробные числа" вывешиваются в классе за неделю до смотра знаний.

Какая дробь называется правильной, неправильной.

Какая дробь больше 1, равна 1, меньше 1.

Приведите примеры трех обыкновенных правильных дробей co знаменателями 10, 100, 1000.

Из какой дроби можно выделить целую часть, правило выделения целой части.

Как сравниваются обыкновенные дроби, десятичные дроби. Привести примеры.

Правило сложения, вычитания обыкновенных дробей с равными знаменателями.

Правило сложения десятичных дробей. Привести примеры.

Как найти периметр любой геометрической фигуры.

Как вычислить периметр треугольника, квадрата, прямоугольника.

IV. Работа устно по карточкам

На урок приходит Клоун из учебника Математика 5-6 класс "Учебник-собеседник" и приносит задания на карточках.

Клоун придумал четыре равенства с обыкновенными и десятичными дробями. Левые и правые части этих равенств равны, но он их написал на отдельных карточках: 0,24; 24/1000; 3,76; 3,076; 376/100; 0,024; 376/1000; 24/100. Придя к нам, Клоун вдруг забыл, какие из дробей равны. Ребята должны помочь ему найти карточки с равными дробями.

Клоун придумал несколько примеров на сравнение десятичных дробей. Но пока шел к нам на урок, в его сумку попал снег, и цифры стерлись. Помогите Клоуну найти недостающие цифры.

3,0* >3,07

11,0*~11,1

100,01*~100,01

6,70*~6,7

V. Коллективная работа по группам (по рядам)

"Почтальон" приносит конверты и вручает любому ученику каждого ряда. Конверты вскрываются по очереди.

Письмо от Клоуна.

Дорогие друзья пятиклассники!

Я никак не могу понять, что означают эти таинственные записи:

А) (5/24 + х) - 3/24 = 19/24

Б) 15,34 - (0,01 + х) = 6,23

Клоун.

Письмо от Клоуна.

Мудрые пятиклассники!

Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7 м. и 13,3 м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным прибором не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 43 м. Сказал и ушел. А я так и не понял, как измерить мне третью сторону и, причем здесь это странное слово "периметр". Помогите мне разобраться.

Клоун.

Письмо от Клоуна.

Друзья пятиклассники!

Я, как и вы, надеюсь, смотрите чемпионат мира по биатлону. Так вот! Посмотрел я женскую гонку по биатлону на 7,5 км. и понял, что первая место заняла российская биатлонистка Слепцова Светлана с результатом 23,17 мин. Биатлонистка из Германии пришла на финиш позже Слепцовой на 1,3 мин, а другая российская спортсменка Юрьева Екатерина, прошла эту дистанцию на 0,6 быстрее, чем спортсменка из Германии. Ребята, расставьте участниц на 1, 2 и 3 места.

Клоун.

VI. Работа по карточкам (дополнительно)

1 вариант.

Реши уравнение: 28 - х = 14,6

Найти значение выражения: х - у - 4,8, если х=30, у=14,38

Периметр треугольника 8,84 м. Одна его сторона 1,96 м., другая на 2,4 м. больше первой. Вычислите третью сторону треугольника.

2 вариант.

Реши уравнение:

а) 48,36 + х = 48,5

б) 36 - (у +5,6) = 13,8

Найти значение выражения: х - у -z +3/5, если х=35, у=23,2, z=0,05

Площадь прямоугольника 15 м2, одна из его сторон равна 2,5 м., а другая больше первой на 3,5 м. Найти периметр прямоугольника.

3 вариант.

Реши уравнение:

а) 28 - (х + 3,4) = 12,1

б) 9,539 + 2х = 13,8

Вычислите и результат округлите до единиц:

а) 16,52 - (4,9 + 10,95)

б) 241,1 - (16,7 - 2,41) + 11,9

3. Площадь моего огорода 87,7 м2, а площадь огорода моего соседа на 12,7 м2 меньше моей площади. Зато огород моего друга составляет 1/5 площади моего огорода соседа. Вычислите площади огородов моего соседа и моего друга.

VII. домашнее задание (раздается на карточках)

Используя буквы а и в, запишите переместительный закон сложения и проверьте его, если а=7,3 и в=2,9.

Составьте и решите задачу на сожжение и вычитание десятичных дробей.