Урок-презентация в 11-м классе "Память огненных лет"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Образовательная. Обобщить и систематизировать знания о войне и духовной жизни в данный период.
  • Воспитательная. Воспитание нравственных качеств:
  • а) патриотизма;
    б) гуманности

  • Развивающая. Развитие аналитико-синтезирующего мышления - умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • экран,
  • портреты поэтов,
  • выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока, постановка цели и ее мотивация.

Вступительное слово учителя.

Жизнь - это не случайный подарок, а чудо и тайна, которую даровано разгадать каждому, кто задумывается над нею. Мы приходим в этот мир, чтобы увидеть его собственными глазами и почувствовать своим сердцем. И у каждого это получается по-своему.

Защита отечества во все времена считалась делом священным и традиционно завещалась одним поколением другому.

В 1941 году над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Огромная сила патриотизма подняла всю страну на священную войну.

Презентация.

Фильм.

(Высвечивается слайд №1 Война в творчестве писателей военного времени.)

1. Для поэтов военного времени война была одной из главных тем. Но в этой теме еще были и своеобразные подтемы

  • война и Родина;
  • война и любовь;
  • война и дети;
  • война и плен;
  • партизанская война;
  • женщина и война

2. Высвечивается слайд №2 с фотографией: Ольга Бергольц и война.

1 ученик:

а) сообщение о поэтессе;

б) стихотворение Ольги Бергольц: "Я говорю с тобой под свист снарядов:"

  • уверенность в людях;
  • дети и женщины в одном ряду;
  • обещание;
  • клятва от имени российских матерей.

2 ученик:

  • чтение стихотворения "Встреча с Победой"
  • олицетворение Победы - так можно разговаривать только с подругой;
  • вера в народ и родину.

3. Высвечивается слайд № 3: Анна Ахматова

3 ученик:

  • не следует ее причислять к поэтам военного времени;
  • но это часть ее судьбы, ее жизни

4. Высвечивается слайд №4: Михаил Исаковский - поэт-песенник

4 ученик:

Шолохов "Судьба человека".

Исаковский "Враги сожгли родную хату":

  • образы, созданные Исаковским и Шолоховым;
  • нравственные качества двух писателей (между ними можно провести параллель);
  • образы настолько реалистичны, что, кажется, они лишены метафоричности (аналогия сходства сравнения)

5. Высвечивается слайд №5: Ал. Сурков (портрет поэта)

5 ученик:

  • сообщение о поэте и стихотворение "Курганами славы покрыта родная равнина:";
  • воспоминание о прошлом;
  • просторы славянской земли должны покрыться ковром цветов

6. Высвечивается слайд №6 - Константин Симонов (портрет поэта)

6 ученик:

О поэте и стихотворении "Жди меня, и я вернусь".

Корреспондент "Красной Звезды" в годы войны, был первым, кто попробовал найти удобное, в меру правдивое и удивительное решение всей проблемы:

  • женщина и война
  • невеста-жена
  • мать и война

Он не опережал событий, но и не : опаздывал.

Устранить женскую печаль, горе, беду, вообще трагедию женской обделенности нельзя: исчезнет эпос из событий!

Если у Симонова "Жди меня, я вернусь", то у Михаила Шолохова в "Судьбе человека" автор рассмотрел в самочувствии солдата Андрея Соколова в час прощания на вокзале с женой: "Каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно измененным голосом:

- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!"

К. Симонов "вырубил" стихами скульптурное изваяние женщины. Оно было необходимо! Необходима в этот момент опора:

  • в незыблемости очага;
  • в тепле семьи;
  • в верности жен.

Опора эта - в оставленном вдохновленном доме, "крылечке", "окошке" (где горит огонек), в детской кроватке, даже в скромной крупице дома, как "синий платочек", фотокарточке ("в кармане маленьком моем есть карточка твоя:")

У Симонова отчетливо показана огненная черта фронта и силуэт "обобщенной" любимой:

Когда на выжженном плато
Лежал я под стеной огня,
Я думал: слава богу, что
Ты так далеко от меня.
: что где-то в городе другом
Есть тихий дом и тихий сад:

Правда, за пределами этого тихого "дома" оставались дети, вообще целая корневая система человеческой судьбы, весь смысл войны - она шла не за счастливую судьбу двух влюбленных, а за родину, за "общее гнездо".

7 ученик:

Высокий патриотизм присущ от первого дня войны и до последнего.

Это можно проследить в "Балладе о четырех заложниках", написанной Аркадием Куликовым.

Чтение баллады из сборника "Партизанская слава"

8 Ученик:

События великой Отечественной войны, Победа оставили в душе нашего народа такой след, который все 64 года не стирается.

Многим, очень многим пришлось оказаться в фашистских застенках. Одним из узников оказался и Григорий Люшнин.

7. Высвечивается слайд №7: Григорий Люшнин.

Чтение стихотворения Г. Люшнина "В дороге"

Учитель: Как далеко мы отодвинулись с вами от тех "огненных лет".

Время меняет многое:
Нельзя изменить лишь человеческую память:

Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.

Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана,
О том, что в мире было!

Сегодня мы с вами соприкоснемся с фактами, а точнее страницами истории нашей деревни, то есть нашей малой Родины со страницами опять же нашей большой Родины.

Война - это не только сражение, но и еще человеческие судьбы.

8. Высвечивается слайд № 8: Война и моя Богуславка.

9 ученик: читает сочинение "До сих пор кровоточат сердечные раны:"

10 ученик: сообщение "22 июня в Богуславке:"

11 ученик: сообщение "Война в жизни моей семьи"

12 ученик: читает стихотворение:


    преклоняю
        голову
            перед
                этими
                    людьми:"

9. Высвечивается слайд №9: Страницы истории наших дней

Бессмертен народ, у которого с юношеских лет умеют проникнуться гордостью за подвиги старших.

И в настоящее время высшим проявлением патриотических чувств, преданности Родине является постоянная готовность защищать Отечество.

  1. Готовы ли вы стать защитниками своей Родины?
  2. Одинаковы ли солдаты сегодняшние и "вчерашние"?

Итог урока:

  1. Страницы истории не должны быть забыты.
  2. Память каждого участника войны должна быть увековечена в деревне.

Поэт должен быть психологом, но тайным. Он должен знать и чувствовать корень явлений, но представлять только явления в их расцвете или увядании".

Писатели своим словом увековечили годы войны. Я думаю, что их желание - не забывать, а по-настоящему помнить о ней. Это не только раз в году поздравлять ветеранов, но и после 9 мая не забывать о тех, кто прошел через страдания и ужасы войны. Для писателей - это связь времен, связь поколений.

Понял я, что нет на свете
    Выше, чем такое,
Чем держать другое сердце,
    Нежною рукою.
И пускай мое от боли
    Сердце разорвется -
Это в жизни, это в песне
    Творчеством зовется.

Домашнее задание:

Написать отзыв об уроке.

  • Что новое открыл вам урок?
  • Как вы понимаете смысл "Корневая система человеческих судеб"?