Оздоровления детей в условиях школьного логопункта

Разделы: Начальная школа


Важной проблемой современной логопедии является сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи. Отмечается значительное количество детей с патологией: заболеваниями костно-мышечной системы, верхних – дыхательных путей, повышенной истощаемостью нервной системы, дефицитом внимания, памяти и работоспособности; возможна агрессивность, чрезмерная расторможенность. Особенно среди младших школьников много детей часто и длительно болеющих простудными заболеваниями, с обострениями хронических тонзиллитов, бронхитов, ринитов. Для детей с речевой патологией характерно поверхностное, ключичное дыхание. По данным исследований, из общего числа детей, родившихся в 1998 году, только 20% можно считать здоровыми, 35% родились больными, а 46% составляют группу риска. Доля здоровых детей в младших классах – 10-12%.

Многие дети имеют психомоторные нарушения, нарушения общей и мелкой моторики. Одни дети гиперактивны, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью центральной нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

Причинами этого являются перинатальные поражения ЦНС и минимальная мозговая дисфункция, ряд причин в постнатальный период.

В нашей школе логопедом разработана программа оздоровления детей, посещающих школьный логопункт. Важно сочетать коррекционно-педагогическое воздействие к данным детям с оздоровительными мероприятиями. Школьным логопедом применяется на каждом занятии дыхательная гимнастика, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, что дети делают с удовольствием.

Данная программа помогает коррекции речевого и физиологического дыхания, коррекции недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи, общей и тонкой моторики, чувства ритма, способствует закаливанию и оздоровлению, профилактике простудных заболеваний.

Работая всего несколько минут в день с кистями и стопами, активно укрепляем здоровье. Программа универсальна, проста и безопасна в применении. Систематическое выполнение дыхательной гимнастики положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению нарушенных нервных регуляций со стороны центральной нервной системы, улучшению дренажной функции бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние. Стрельниковская дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием. Изучает данный опыт доктор М.Н.Щетинин[9],

“ Центр дыхательной гимнастики им. А.Н. Стрельниковой”. Все упражнения выполняются нашими детьми на школьном логопункте.

Часто логопед сталкивается с детьми с нарушенным носовым дыханием. Тренируя резкий, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает носовое дыхание. В стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движением. Вдох-короткий, активный, а выдох-пассивный.

Сочетание дыхательной гимнастики и специальных звуковых упражнений, помогающих голосовым связкам, помогает заикающимся детям. Заикающиеся дети говорят на поверхностном, ключичном дыхании. Необходимо учить дышать его предельно глубоко, тренировать диафрагму, заставляя её активно участвовать в голосообразовании. Диафрагма – самая сильная из всех мышц, участвующих в дыхании и словообразовании пассивна у такого ребёнка, поэтому необходимо углубить дыхание. М.Н. Щетинин рекомендует делать по 4 вдоха-движения в упражнениях “ Насос”, “ Ладошки”, “ Обними плечи”, “ Маятник головой”, “Кошка”.

На занятиях логопед ставит следующие цели:

  • развивать двигательную сферу в сочетании со словом и музыкой;
  • развивать дыхание при помощи дыхательных упражнений и дыхательной гимнастики: диафрагмальное дыхание (правильное неречевое и речевое дыхание);
  • оказать помощь ребёнку в социальной адаптации (межличностные отношения, речевая коммуникация, преодоление логофобий, снятие стресса), успешная социализация детей с недостатками речевого развития;
  • профилактика простудных заболеваний, укрепление иммунной системы;
  • привести организм в состояние релаксации и гомеостаза (равновесия).

Логопед ставит следующие задачи:

  • выявить детей с дыхательной патологией при помощи индивидуальных бесед с родителями и изучении речевых карт;
  • организовать занятия с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей ребёнка;
  • своевременное соматическое оздоровление детей, консультации специалистов: психоневролога, лор – врача, окулиста, стоматолога, педиатра;.
  • проводить упражнения на релаксацию, дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, массаж: специальный и точечный, бесконтактный;
  • широко внедрить логоритмические занятия, постановку диафрагмально-речевого дыхания. Проводить работу над голосом, просодической стороной речи: тембром, темпом, силой, высотой, интонацией.

Например: [а] - руки плавно разводим в стороны;

[о] - руки поднимаем вверх в виде овала;

[у] - руки вытягиваем вперёд, пальцы сжимаем в кулак, указательный вытягиваем вперёд;

[и] – прямые руки поднимаем вверх, пальцы сжимаем в кулак, указательный вытягиваем вперёд;

[ы] – пальцы сжимаем в кулак, руки сгибаем под подбородком, кулачки “выворачиваем наружу”.

  • использование нетрадиционных методов: точечного массажа, кинезиологических упражнений, рефлексотерапии (воздействие на рефлексогенные точки на ступнях, связанных с различными частями человеческого тела);
  • коррекция недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, координации движений, хождение по сенсорной тропе-“ Дорожке здоровья”. На логопункте есть специальное оборудование - ребристая дорожка, массажные коврики, дорожка с вулканической солью. Дети с удовольствием ходят по данным приспособлением, тренируя не только стопу, но и координацию движений;
  • обучение приёмам релаксации (упражнения “Волшебный сон”)
  • изучить комплекс упражнений специальной дыхательной гимнастики (стрельниковская дыхательная гимнастика);
  • фонопедические упражнения по В.В.Емельянову [4]. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов. слогов, звуков).

Цель этого метода: включение и развитие защитных механизмов фонации. Упражнения включают дыхательную гимнастику, работу над силой голоса, интонацией.

Например, упражнение “ Машина”:

Накачаем шины:

сссс
зззз
шшшш
жжжж

на машине едем к маме.
Мы не ели, мы не спали,
Целый день мы за рулём,
Всё нам было нипочём.

  • упражнения на развитие мимики (упражнение “Кислый лимон”);
  • вертикальная рефлексотерапия – при заболеваниях органов дыхания, синдроме хронической усталости.

Этапы работы:

  1. Диагностический – проводится обследование учащихся для выявления необходимости проведения специальных оздоравливающих мероприятий.
  2. Коррекционный – проводится курс необходимых занятий с учётом выявленных нарушений.

Формы работы:

  1. Занятия по проведению дыхательной гимнастики и двигательных упражнений.
  2. Стрельниковская гимнастика.
  3. Музыкально-ритмические занятия.
  4. Занятия по проведению точечного массажа.
  5. Изодеятельность в сочетании с музыкой, арт-терапия. Рисование стимулирует развитие мелкой моторики, развивает психику ребёнка.
  6. Игры-драматизации с пением и мелодекламацией. Применяются игры, разработанные в.и.селивёрстовым.[8].
  7. Пение, прослушивание музыкальных произведений. У логопеда подобрана музыкальная фонотека, где присутствуют не только классические музыкальные произведения, но и записи пения птиц, звуков воды, явлений природы.
  8. Кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия. Упражнения “колечко”, “кулак-ребро-кулак”, “ухо-нос”).
  9. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Е.А.Алябьевой [1]. Рассказывание стихов с помощью рук, нормализуется темп и ритм речи, развивается словарный запас, автоматизируется звукопроизношение.
  10. Актёрские упражнения (говорить на лёгком наклоне вперёд, напрягая брюшной пресс в тот момент, когда мы кланяемся. Поём слоги ри, ру, рэ, ро; ли, лу, лэ, ло. И т.д.).

Средствами занятий являются:

  1. Музыкально-ритмические упражнения.
  2. Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции и дыхательных мышц, упражнения дыхательной гимнастики а.н.стрельниковой.
  3. Ходьба и маршировка.
  4. Музыкально-графические упражнения.
  5. Пение, игра на инструментах.
  6. Пальчиковая гимнастика.
  7. Игры с кубиками, скакалкой, мелкими предметами, шариками, кольцами, шнурками, пуговицами, спичками и палочками.
  8. Занятия с проведением точечного массажа, применение пружинных и шариковых массажёров для развития моторики и пальцевого праксиса.

Программа предусматривает занятия с детьми 7–11 лет на базе школьного логопункта.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005.
  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка. М., 2005.
  3. Волкова Г.А. Логоритмика. М.,2003.
  4. Емельянов В.В., Трифонова И. Развивающие голосовые мгры. СПб., 1997.
  5. Лопухина И.А. Логопедия: речь, ритм, движение. СПб., 2005.
  6. Поварова И.А.Практикум для заикающихся. СПб., 1999.
  7. Поволяева М.А. Словарь логопеда. Феникс. 2003.
  8. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 2006.
  9. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика. М., 2007.