Внеклассная работа во 2-м классе на тему "Заочная экскурсия в летний лес" (окружающий мир)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучение:  
    уточнить и расширить представления учащихся о лесе и его обитателях, охране растений и животных леса;
    – путем наблюдений установить взаимосвязь между ними;
    – познакомить с лечебными свойствами лекарственных растений;
    – проверить степень усвоения детьми правил поведения в лесу.
  • Развитие:
    развивать познавательную активность, наблюдательность;
    – умение рассуждать и делать выводы.
  • Воспитание:
    воспитывать любовь к Родине, к родному краю;
    – воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Выход на тему занятия 

Учитель: Дети, как называется наша планета, на которой мы живём?

– Что это? (Глобус – модель нашей планеты.)

– Какие цвета мы видим на модели?

– Что означает каждый цвет?

Много зелёного цвета – это наши леса. Леса – это не только украшение Земли, её удивительный и великолепный наряд, это ещё источник сырья и здоровья. Именно они сохраняют влагу, смягчают климат, вырабатывают кислород, улавливают газы и пыль. [4].

– Ребята, а в нашей местности есть леса? А кто знает какие? (смешанные) А вы любите ходить в лес? А в какое время года особенно приятно совершать прогулки? Почему?

– Давайте совершим заочную экскурсию в летний лес. А поможет нам в этом песенка «Что такое лето…» (хор)

(Исполнение песни «Что такое лето…» (хор))

Учитель: Что возьмём с собой на прогулку в лес? (Корзинку с завтраками, мешочек, может быть понадобится). (Завтрак – печенье, завёрнутое в салфетку).

Подходим к лесу, видим транспаранты: «Берегите лес от пожара!», «Не сорите!», «Охраняйте лес!».

2. Начало экскурсии: (на полянке)

Учитель: Итак, мы оказались на лесной полянке. (Дети садятся на стульчики. На полу стоят деревья, цветы, грибы, ягоды, шалаш, прудик. Или на бумаге, или на ткани).

Стихотворение «Летний лес»:

1 ученик:

Зноем солнечным прогрета,
Лес душистый и сухой.
На опушках много света,
Пахнет мёдом и смолой.

2 ученик:

Стал окрепшим и пахучим
Разрезной зелёный лист,
В зарослях кустов колючих
Слышен птиц весёлый свист.

3 ученик:

Закраснелась гроздь калины,
Зреют в шишках семена,
И душистая малина
Соком сахарным полна. [10].

3. Знакомство с деревьями 

(Учитель подходит к первому дереву – дубу).

Учитель: Что это за дерево? Что мы о нём знаем?

Ученик: Хорошо растёт в шубе, т.е. окруженный деревьями, но с открытой головой, т.е. освещён сверху.

Учитель: Что ещё знаем о дубе?

Ученик: Дубы растут медленно, желуди появляются на них только тогда, когда дерево достигнет 30-40 летнего возраста. А живут эти деревья очень долго – 400-500 лет. (На фоне пения птиц)

Учитель: У нас в России растут дубы, которые достигли 700 лет. У них огромные стволы, покрытые грубой, морщинистой, крепкой корой.

Ученик: Дубы образуют красивые рощи – дубравы. Древесина очень ценится за прочность и используется для постройки кораблей. А кору дуба используют в медицине. [7].

(Подхожу к берёзке. Музыкальный фон «Во поле берёзка стояла…»)

Учитель:

Берёзка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!

– Кто знает загадку о берёзке?

Загадка:

«Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки». [3].

(Дети дружно разгадали загадку. Затем девочка в белом сарафане выходит и загадывает следующую загадку).

– Немало стихов, песен и загадок сложено про берёзу:

«Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве 4 угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям – некопаный колодец».

Учитель: В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Учитель: А вот подруженька белой берёзы – осина. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах.

– Что вы знаете об осине?

Ученик: Листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят: «Осина и без ветра трепещет».

Ученик: Осина очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – весёлых матрёшек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, паркет и спички.

Ученик: В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают свои запасы. [7]. 

4. Знакомство с животными 

Учитель: Идем дальше по тропинке. Если попробовать подойти в лесу к какому-нибудь зверю, зверь убежит. А вот ёж подпустит человека довольно близко. Храбрый!

(Дети в костюмах ежа и змеи)

Ёжик: Просто ежи плохо видят, надеются на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону от меня (ежа), он чувствует приближение человека, животного. А если почувствует, то мышей, насекомых, не пропустит и ядовитую змею.

Учитель: Возьмём его домой? Почему?

Змея: Ёжик не делает запасов на зиму. Когда наступают холода, он забирается в свой тёплый и уютный домик и крепко спит до весны.

Учитель: В лесу нужно смотреть под ноги, хорошая обувь должна быть на ногах. Ядовитая гадюка каждое утро выползает на камень или сухой пенёк, греется на солнце. Согреется и отправляется на охоту за мышами, лягушками. [6].

– Будем убивать? Почему? В медицине недаром эмблема – чаша и змея.

– А это что такое на нашем пути? Можно разорять эти кучи?

Ученик: Муравьиные кучи нельзя разорять, это очень полезные жители леса, они истребляют вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи, обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых.

Учитель: Ребята, а вы не знаете, что это случилось с муравьями? Прячутся в кучке?

1 ученик: Если муравьи прячутся в кучке – жди сильного ветра, дождя, грозы.

2 ученик: Когда пчёлы дружно летят к своим ульям, домикам, то скоро будет дождь.

3 ученик: Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели. [9].

5. Привал 

Учитель: Давайте представим, что мы забрались в шалаш, переждём дождик и съедим свои бутерброды. (Раздаю их из корзинки детям и гостям. Музыкальный фон «Ливень»).

Учитель: А салфетки-то куда? Мешок брали с собой? Сложим туда, (можно и банки, и бутылки).

– Почему мы так сделали? Было предупреждение: «Не сорить!»

– Ой! Кого мы увидели в ветвях ели? (Ёлочка искусственная)

– Что вы знаете об этом зверьке?

Ученик: Самый резвый, непоседливый зверёк. Может перелетать расстояние до 10 метров. Этому помогают длинные задние ноги и хвост, как раскрытый парашют.

Учитель: А чем любят лакомиться белки? Правильно! Орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели.

Ученик: Любит белочка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия. Белочки делают запасы на зиму. Какие?

6. Сбор грибов 

Учитель: А вот и белый гриб, который высушивают на веточках белки и затем прячут в кладовку. Белый гриб редко растет в одиночку. Гриб, который мы срываем – это не самостоятельное растение. Большая часть находится под землёй – это грибница, длинные, почти невидимые нити. Грибница тянется от гриба к грибу, иногда на многие метры. Не вырываем гриб, а выкручиваем, чтобы грибница не высохла, и засыпаем ямку землёй.

– Какие грибы положим в корзинку? А остальные растопчем ногами?

Ученик: Съеденный кусочек бледной поганки – сильнее укуса змеи. Он смертелен. Ядовитым является и мухомор. (Но в природе ничего не бывает лишнего, всё взаимосвязано). [1].

7. Взаимосвязь между обитателями леса 

(Звучит фон «Пение птиц»)

Учитель: Будем брать, трогать птенцов, яйца птиц? Почему? Бабочек ловить будем? Почему?

1 ученик: Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят пользу человеку. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

2 ученик: Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. [9].

Учитель: Слышите, квакает лягушка? Что вы знаете о них?

1 ученик: Все лягушки хорошо различают насекомых. Пчёл они глотают, но ос выплёвывают обратно. Улитки, черви – её питание.

2 ученик: Много врагов у них: журавли, аисты, ежи, барсуки, ужи. Лягушка – полезное животное.

8. Знакомство с лекарственными растениями 

Учитель: Отгадайте загадку:

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. [3].

– Что это за растение? (Целебное)

– Почему его называют зеленым попутчиком?

Ученик: Он растет по берегам рек, на лесной дороге, вдоль деревенской улицы, вдоль тропинок. Это растение – целебное. Соком этого растения с давних времен заживляли раны, избавлялись от ожогов, нарывов.

Учитель:

Носит этот мальчик
жёлтый сарафанчик,
Подрастёт – нарядится
в беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное,
ветерку послушное…

– Что это за растение?

Ученик: Это растение лекарственное. Используют листья и корни, из которых готовят отвары и настои. Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчёлы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мёд – густой и ароматный.

Учитель: а вот ещё растение – медонос, богатое витамином С, из листьев которого готовят чай.

Хороша трава –
красная голова.
И медку подарит,
и чайку заварит.

– Скажите, кто из вас прошлым летом ходил в лес по ягоды?

1 ученик:

Ягодки, как шарики,
Россыпями бус.

2 ученик:

Яркие фонарики,
Сочные на вкус.

3 ученик:

Ягодки все разные:
Голубые, красные,

4 ученик:

Кислые и сладкие,
Ворсистые и гладкие,

Хор:

Соком ягоды полны,
И целебны и вкусы. [2].

Учитель: Что будем рвать? Ягодки или кустики?

9. Встреча с редкими растениями 

Учитель: В лесу могут встретиться не только ягоды, но и необыкновенно красивые цветы. Давайте посмотрим на их танец.

«Танец цветов»

Цветы представляются:

1 ученик: Я – колокольчик персиколистный.

2 ученик: Я – ландыш, (кувшинка)

3 ученик: Я – ночная фиалка.

4 ученик: Я – лилия.

Один из цветов: -Мы так красивы, что хочется нас сорвать. Но надо остановиться, ведь мы занесены в Красную книгу, нас осталось на Земле очень мало.

Учитель: (после «танца цветов»)

Сквозь иглы тёмной хвои
Весёлый лился свет,
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне,
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
Цветы уже увяли,
Поникли лепестки,
Зачем же их сорвали,
Сломали стебельки.
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон,
Он делался всё тише,
Но сердце ранил он. [8].

10. Заключение 

Учитель: Дети, выполнили мы предупреждения, которые встретили при входе в лес?

1 ученик: Костёр не разводили, мусор не бросали, запретные цветы не рвали, а только любовались ими. Животных не трогали, а только собирали ягоды и грибы.

2 ученик:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

3 ученик:

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

4 ученик:

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!

5 ученик:

Остановил олень свой бег:
– Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!

6 ученик:

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: – «Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!» [4].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альбом-определитель «Съедобные и несъедобные грибы». М., 1998.
  2. Е. Т. Валягина-Малютина. Лекарственные растения. С-П., 1996.
  3. Карпенко М.Т., Селевко. Сборник загадок. М., 1988.
  4. Л. П. Симонова. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. М., 1998.
  5. Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 1998.
  6. Т. А. Шорыгина. Какие звери в лесу? М., 2000.
  7. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М., 2002.
  8. Т. А. Шорыгина. Цветы. Какие они? М., 2002.
  9. Т. А. Шорыгина. Насекомые. Какие они? М., 2001.
  10. Т. А. Шорыгина. Ягоды. Какие они? М., 2003.