Обобщая знания, полученные на уроках , закрепляем орфограммы

Разделы: Русский язык


ТИП УРОКА: закрепление знаний, умений и навыков.

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и систематизировать теоретические знания по изученной теме; вырабатывать умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; способствовать развитию речи уч-ся.

(Тема и цели урока записаны на доске)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

– Ребята, обратите внимание на цель и тему урока. На что они указывают?

– Как вы думаете, из каких частей речи состоит предложение, называющее тему урока?

– Что мы изучали на последних уроках? (деепричастие)

– Назовите деепричастие в этом предложении. Какие морфологические признаки деепричастий вам известны?

3. Итак, сделаем морфологический разбор деепричастия ОБОБЩАЯ.

(работа у доски)

ОБОБЩАЯ – особая форма глагола – деепричастие.

  1. Н. Ф. – обобщать
  2. МОРФ. ПРИЗНАКИ: несов . вид, неизмен. форма.
  3. Закрепляем (как?) обобщая.

4. Объясните знаки препинания.

– Что такое деепричастный оборот?

– Что вы знаете о знаках препинания при деепричастном обороте и деепричастиях?

– Всегда ли выделяются деепричастные обороты?

– Что является исключением?

– Фразеологические обороты.

– А что такое фразеологический оборот?

ФРАЗЕОЛОГИЗМ (от греч. фразис –выражение, оборот речи + логос – слово) – устойчивое словосочетание, равное по значению одному слову.

5. Приведите примеры фразеологических оборотов.

говорить положа руку на сердце;
слушать затаив дыхание
согласиться скрепя сердце;
работать не переводя дух;

На доске записаны предложения. Укажите, где запятые необходимы?

В каких предложениях деепричастия можно заменить глаголом, а в каких – наречием?

Хозяйка ловко месила тесто засучив рукава. Строители работали засучив рукава.

Девочка сидела на скамейке сложив на коленях руки. Бабушка не любила и не умела сидеть сложа руки.

Запятыми не выделяются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (нехотя, молча, стоя, сидя, шутя и т. д.)

6. Редактирование текста

На плакатах записаны четверостишия с пропущенными знаками препинания. Перепишите, расставьте недостающие запятые.

Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка снег почуя
Плетется рысью как-нибудь. (А. Пушкин)

Холмы вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая
О том и молчат что совсем непростая
Совсем непростая планета моя. (Л. Козырь)

7. Образование деепричастий.

Игра «Кто быстрее?»

Делая морфологический разбор деепричастия, вы указывали вид.

Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант – деепричастия совершенного вида; 2 вариант – деепричастия несовершенного вида.

  • читать
  • рисовать
  • загореть
  • расстилать
  • открывать
  • распахнуть
  • прекратить
  • разговаривать
  • увидеть
  • накрыть

Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его.

Объясните, каким правилом вы руководствовались при выполнении этого упражнения?

При помощи чего можно образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида? (при помощи суффиксов)

8. Развитие речи

Дома вам необходимо было придумать небольшие миниатюры-сказки на лингвистическую тему о деепричастии или о какой-то орфограмме, причастной этой форме глагола. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученики зачитывают сочинения-миниатюры)

– Вы помните, когда в русском языке появился термин «Деепричастие»? (в XVII веке) Это слово введено М. Смотрицким, образовано путем соединения частицы дее (от дяти – делать) со словом причастие. Таким образом, оказывается, что деепричастие «причастно» к действию.

Часто бывает, что к одному глаголу могут относиться два, а то и более деепричастий, которые создают живописную картину действий.

Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька! (Э. Асадов)

9. Какая орфограмма у нас осталась без внимания? (Не с деепричастиями)

– Что вы знаете о правописании частицы не с деепричастиями?

– Кто подготовил рассказ на лингвистическую тему о данной орфограмме?

(Слушаем рассказ уч-ся)

10. Восприятие текста на слух

(стихотворение английского поэта Роберта Саути «Ладорский водопад» в переводе В. А. Жуковского). Выписать все деепричастия из стихотворения (в столбик). Попробуйте заменить их глаголами. Что у вас получилось? Ваши выводы?

11. Обобщение урока

12. Итог

13. Д. З.

Повторить контрольные вопросы и задания; составить предложения с деепричастиями на каждую орфограмму по данной теме.