Игровой прием на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся при изучении грамматики

Разделы: Иностранные языки


Введение.

Учитель иностранного языка должен ясно представлять себе образовательные, практические и воспитательные цели обучения преподаваемому им предмету, хорошо понимать систему обучения и методические принципы, лежащие в ее основе.

Иностранный язык, как немецкий, так и английский язык, представляют собой многофункциональную структуру, включающую в себя такие разделы, как фонетика, лексика, грамматика, страноведение и другие. Нас прежде всего интересует такой раздел, как грамматика английского языка. Сейчас существует много мнений на счет значимости места изучения грамматики английского языка.

Некоторые преподаватели иностранного языка уделяют грамматике мало внимания, считая, что данный раздел языка является второстепенным, не столь важным, неинтересным.

В противовес данным убеждениям можно привести мнение английских и немецких специалистов, лингвистов, германистов, в том числе Германа Функа, который считает, что грамматика и ее изучение является краеугольным камнем в овладении любым иностранным языком.В данном вопросе особое место также занимают такие английские, американские, немецкие и русские лингвисты, как: Отто Есперсен, Херрад Меезе, Рэймонд Мерфи, Дж.Оухалл, Иванова И.П., Поченцов Г.Г., Беляева М.А. и другие.

Вышеназванные ученые уделяют большое внимание практическому владению лексикой и грамматикой иностранного языка в повседневных ситуациях: на улице, в школе, дома, доводя навыки владения языком до автоматизма.

Настоящий принцип теснейшим образом связан с мотивированностью обучения, ибо он в высшей степени стимулирует его коммуникативно- речевую деятельность.

Грамматика усваивается здесь автоматически в процессе многократного повторения данного материала.

Лингвист Хельбиг (1981) различает при рассмотрении понятия «грамматика» три ее раздела:

Грамматика А – это определенный комплекс, система правил языка, обладающий определенной независимостью, то есть существует независимо от толкований, определенных мнений, теорий.

Грамматика Б – это модель, представляющая собой определенную систему грамматических схем, знаков, а так же описания этих систем.

Грамматика Ц – это грамматика в «голове», то есть практическая грамматика.

Нас больше всего интересует Грамматика Ц, то есть практическая грамматика, так как для нас важнее применение грамматических правил на практике, например, построение предложений, правильная постановка вопросов и ответов на них и другое.

Здесь важно отметить, что изучение грамматики не должно стать целью при овладении языком, а быть прежде всего, средством более полного понимания языка и активизации речи учащихся.

Так что же надо сделать для того, чтобы грамматика стала «понятной» и «интересной» для учеников.Здесь следует, конечно, отметить, что у большинства преподавательского состава г. Абакана и Хакасии накоплен громадный опыт по оптимизации процесса изучения грамматики на уроках немецкого языка. Сюда следует отнести: интересные, актуальные грамматические упражнения, использование страноведческого материала. Очень высокие результаты при изучении грамматики дают так называемые элементы игры, то есть посредством игры усваиваются те или иные грамматические понятия.

Но данный момент, и так считают некоторые учителя, применим на начальной стадии изучения английского языка. Данное мнение я считаю ошибочным. Элементы игры и соревнования могут иметь место и в старших классах. Здесь бы мне хотелось подробно остановиться и поделиться своим опытом, который по нашим наблюдениям дает весьма неплохие результаты. Вот некоторые из них: «поиск слов», «необычные речевые и письменные образцы, ситуации», «игра-соревнование», «игра с карточками», «игра на память». В данных вариантах существует множество игр, мы остановимся только на некоторых, позволяющих создать следующие виды работ с грамматикой языка.

Показательным примером в данном случае являются грамматические образцы, заимствованные из учебника:

Singular                  Plural
1 Person my copybook.   1 Person ? copybook.
2 Person ? copybook.   2 Person ? copybook.
3 Person ? copybook.   3 Person ? copybook.
  her copybook.        
  ? copybook.        

Работа с ними имеет и много недостатков, такие как:

  • Учитель всегда находится в центре внимания;
  • Коррекция ошибок проводится в большинстве случаев только учителем;
  • Ученик остается практически изолированным от класса;
  • Отсутствует активность, творчество.

Чтобы свести данные недостатки работы с таблицами, я использую следующий альтернативный вариант, который активизирует учащихся, оптимизирует процесс обучения. В данном случае я подразумеваю работу с «глагольными полями». Подобный вид работы популярен во всей Западной Европе.

Например, такие поля с глаголами в Present, Past или в Future.

Такие таблицы требуют подробного объяснения, так как у учащихся могут возникнуть следующие вопросы, типа: составлять глаголы по диагонали или вертикали и.т.д. Условия игры можно менять и усложнять: составлять слова по ломаным линиям, сверху вниз и наоборот.

Past Таблица 1.

  Q     B     A    N    C     H     O     S     E     X  
F O U N D E T A W D
U U K W P B N J C S
R G O A R L D E O H
I H G S L E P T P O
Z T H O M F E J A O
R A N V Y T T O O K

К преимуществам данного вида работы следует отнести следующее:

  • Учащиеся должны постоянно отгадывать загадки, решать интересные задачи:
  • Ученики могут работать одновременно;
  • Учитель получает время на общий контроль класса и на оказание помощи каждому учащемуся;
  • Ученики могут работать в парах или группами;
  • Ученики могут контролировать друг друга.

Пользуясь традиционным способом обучения очень трудно, а иногда и невозможно заставить, побудить учащихся говорить по одной и той же теме. Здесь необходим нетрадиционный подход к обучению иностранному языку. Вот, например: игра с ошибками.

Игровой принцип «Исправление ошибок как игра».

Многие учителя сталкиваются с проблемой исправления ошибок. Формальное зачеркивание, исправления ошибок в практическом плане ничего ученикам не дает. Многие так до конца не понимают сути исправления той или иной ошибки. Простое формальное объяснение для учащихся становится утомительным и теряет всякий смысл. В данном случае, я поступаю следующим образом: проверив ту или иную работу, отмечаю наиболее типичные ошибки, часто встречающиеся ошибки. Затем составляю задание с теми же ошибками, но с одним условием – ученики обязаны их исправлять сами.

Данную работу можно провести как в форме игры, так и в форме соревнования.

Например, Учитель пишет 15 предложений на одном листе, где 5 предложений написано правильно, а 10 неверно. Затем проводится предварительная работа с лексикой, типа: Rate / Auction/ Money / Debt .После этого каждой паре учеников выдается лист с предложениями. Сразу оговаривается, что каждая пара имеет на своем банковском счете 5000 долларов (евро). Минимальное предложение за каждое исправление, поправку в предложении 200 y.e., а максимальное – 500 y.e. (условно). Аукцион ошибок можно проводить и по группам. Выигрывает тот, кто больше заработает денег, то есть исправит как можно больше ошибок в предложениях. В данном случае возможен вариант с меньшими исправлениями, но с повышенной ставкой. Все это делает игру непредсказуемой и весьма интересной. Например, можно начать так:

Ladies and gentlemen.
We begin our auction. You know the conditions of our auction. Here ist the first sentence:
Mark Twain is a well-known American poet. (writer)
The price for this sentence is 200 $.
Who will take more money for this sentence?

Answer The rate Total sum
(wrong) 500 4500
(right) 200 5200

Преимуществом данного вида работы является возможность создания следующих вариантов:

  • Участники аукциона сами готовят «товар» для аукциона;
  • Сами участники сами проводят аукцион;
  • Самостоятельно исправляют ошибки.

Мои многолетние наблюдения показывают и убедительно доказывают то, что данные виды грамматических заданий и форм работы с ними способствую большей мобильности учителя в организации учебно-воспитательного процесса, выравнивают группы в случаях отставания отдельных учащихся, позволяют включить дополнительный материал при подготовке к различным мероприятиям по иностранному языку.

Следует подчеркнуть, что важным условием в данных видах деятельности является учет принципа интенсивного обучения языку.

Учитель должен «купать» детей в иностранном языке на доступном им языковом уровне.

Прием «соревнования» и его роль в процессе обучения иностранному языку.

При работе с грамматикой или грамматическими заданиями следует учитывать нетрадиционные формы обучении, позволяющие создать атмосферу соревнования.

Введение подобного приема особенно эффективно при обучении детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данной группе детей свойственны быстрая утомляемость, потеря интереса к освоению иностранного языка.

В результате чего, именно нетрадиционные формы обучения иностранному языку являются необходимым условием учебной деятельности.

С учетом этого, я считаю необходимым, изменить традиционную форму «учитель-ученик», и преобразовать ее в формы «учитель-ученик 1-ученик 2» или «ученик 1- ученик 2».

Учитывая перечисленные формы взаимодействия, я применяю приемы снижения темпа урока и повышения активности учащихся с помощью соревновательных моментов.

Вот фрагмент урока по теме «What are you going to be?», где отрабатываются постановки вопросов с вопросительными словами по этой теме.

Организация урока.

Класс делиться на две группы. Участники одной группы шепчут на ушко представителям другой группы вопросы по теме. Утвердительные или отрицательные вопросы не предусмотрены. Один из учеников громко вслух дает ответ на вопрос. Участники другой команды должны угадать, какой задан вопрос.

Вопрос (тихо): What is he/she ?

Ответ (громко). He is a pupil.

Возможные варианты ответов.

  • Where does he/she learn?
  • What is his/her favourite subject?
  • What is his/her hobby?
  • Does he/she like school?
  • Who is his/her friend ?

Возможные варианты использования материала.

Учитель пишет вопросы и ответы на карточках, которые раздаются ученикам. Ученики должны выбрать подходящий вопрос и ответ. Эта работа может проводиться на время. За неверный ответ можно назначать штрафные очки и секунды. Та команда, которая набирает меньше время – выигрывает.

Обучение иностранному языку может осуществляться по типу спортивного соревнования. Для этого необходимо разделить детей на две группы, используя приемы: «орла-решки», «выбор права удара», «игра в два тайма». В этом случае эффективно опираться на правила игры в футбол. Само поле футбола изображается на доске.

Задание 1: Active voice/ Passive voice

Описание игры:

  1. Ученики получают карточки с предложениями (10 предложений в каждой) и карточки с ответами (15 ответов).
    Участники первой команды читают предложения в Passive voice . Если он прав, то он дает пас другому ученику-участнику своей команды. При этом мяч переходит на другую клетку.
  2. The houses are built by workers.
    Если второй участник команды ошибается, то есть называет неправильное предложение, мяч передвигается на одну клетку назад.
  3. The window is braken. (broken)
    Игра идет до заданного числа голов (3, 5 или 10 забитых мячей).

В заключении можно подчеркнуть то, что урок иностранного языка – бескрайнее поле для творчества. Особенно это следует учитывать, работая в специальной школе, где в основе каждого урока должен лежать дифференцированный подход с элементами нетрадиционных методов обучения.

Библиографический список

  1. Rinvoiucri, Mario. Grammar Games.-Cambridge University Press, 1984. –P. 23-27.
  2. Frank,Christine/Rinvoiucri, Grammar in Action.- Munchen: Max-Hueber Verlag, 1983, - S. 14-16.
  3. Raymond, Murphy. English Grammar in use with answers and CD ROM.- Cambridge University; 2004, P. 8-12; 31-35; 82-90; 123-126.
  4. Есперсен, Отто. Философия грамматики. Издательство иностранной литературы. М,1958.- стр 16-19; 33-35; 50-55.