Класс: 4 (Автор программы А.А. Плешаков)
Цели:
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать.
- Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
- Компьютер и интерактивная доска;
- карта природных зон;
- картины и слайды с изображением изучаемых объектов – Презентация;
- раздаточный материал;
- гербарный материал.
Тип урока: комбинированный
Время: 40 мин
Ход урока
I. Организационный момент
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Объявление темы и целей урока.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
Цель сегодняшней экспедиции – тундра. Но прежде, чем отправиться в экспедицию - вспомним, какую природную зону мы изучали на прошлом уроке.
II. Проверка домашнего задания
Для этого давайте отгадаем кроссворд.
- Ими питаются рыбы и огромные морские звери.
- Полярный житель. не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.
- Птица, обитатель морских базаров, питается рыбой.
- Представитель ластоногих, прекрасный пловец.
- Морской зверь, достигает в длину 15 -18 метров.
- Рыба, обитатель северных морей.
- Птица, прекрасный рыболов.
Работа с картой:
– Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.
– Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок).
– Какой зверь является хозяином Арктики?
– Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями?
Тест «Арктика»
-
Природная зона арктических пустынь расположена ...
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана. -
Территория зоны...
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения. -
В Арктике для растений и животных сложились ...
а) суровые условия;
б) комфортные условия. -
В ледяной зоне растут ...
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва. -
В Арктике обитают животные: ...
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи. -
Найдите верную цепь питания:
а) водоросли —> рачки —> рыбы —> гагарки —> белый медведь;
б) водоросли —> рачки —> сайки —> тюлени. -
Арктический заповедник расположен ...
а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в) на острове Врангеля. -
Большое скопление птиц на скалах называют ...
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары». -
Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».
Индивидуальная работа по карточкам
- Составь две цепи питания, которые сложились в Арктике.
- Исправь географические ошибки в тексте:
Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до минус шестидесяти, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).
III. Новый материал
– Мы знаем, что цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?
– (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
– Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».
– В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)
Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)
– Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.
– Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)
– Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:
ТУНДРА
- равнина
- вечная мерзлота
- суровая зима (t до -50°)
- прохладное короткое лето
Работа по группам.
– А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут?
Материалы для ботаников:
Гербарный материал, атлас «От земли до неба» (стр. 116, 117, 91), учебник (стр. 88-91), картина «В тундре весной», карточки с изображением растений.
Карточка-«помогайка»:
- Какие растения растут?
- Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)
Материалы для зоологов:
Карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (стр. 88-92).
Карточка-«помогайка»:
- Какие животные и птицы обитают?
- Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)
Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Материалы для экологов:
Учебник (стр. 93-95). Карточка-«помогайка»:
- Основные занятия населения тундры.
- Экологические проблемы тундры.
- Охрана природы тундры.,
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала.
Рассказ ботаников:
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
– Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)
Рассказ зоологов:
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
– Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)
Физкультминутка
Поработали мы дружно
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Далее шепотом:
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
Рассказ экологов:
Основное занятие населения тундры – оленеводство (показ фотографии). Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:
- нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
- местность загрязняется нефтью во время ее добычи;
- незаконная охота – браконьерство;
- оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии).
– Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
После ответа экологов заполняется пирамида:
– Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. Самостоятельно запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили.
IV. Закрепление материала
– Составьте две-три цепи питания.
– Взаимопроверка.
– Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо за работу.
V. Подведение итогов
Выставление оценок.
Домашнее задание
Стр. 87-97.
«Проверь себя» – задания 1, 2 (по вариантам).