Урок по окружающему миру. 4-й класс (по А.А. Плешакову). "Тундра"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4 (Автор программы А.А. Плешаков)

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
  • Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
  • Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать.
  • Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

  • Компьютер и интерактивная доска;
  • карта природных зон;
  • картины и слайды с изображением изучаемых объектов – Презентация;
  • раздаточный материал;
  • гербарный материал.

Тип урока: комбинированный

Время: 40 мин

Ход урока

I. Организационный момент

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Объявление темы и целей урока.

В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.

Цель сегодняшней экспедиции – тундра. Но прежде, чем отправиться в экспедицию - вспомним, какую природную зону мы изучали на прошлом уроке.

II. Проверка домашнего задания

Для этого давайте отгадаем кроссворд.

  1. Ими питаются рыбы и огромные морские звери.
  2. Полярный житель. не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден.
  3. Птица, обитатель морских базаров, питается рыбой.
  4. Представитель ластоногих, прекрасный пловец.
  5. Морской зверь, достигает в длину 15 -18 метров.
  6. Рыба, обитатель северных морей.
  7. Птица, прекрасный рыболов.

Работа с картой:

– Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

– Как вы представляете себе Арктику? (Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок).

– Какой зверь является хозяином Арктики?

– Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями?

Тест «Арктика»

  1. Природная зона арктических пустынь расположена ...
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.

  2. Территория зоны...
    а) густо заселена людьми;
    б) не имеет коренного населения.

  3. В Арктике для растений и животных сложились ...
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.

  4. В ледяной зоне растут ...
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.

  5. В Арктике обитают животные: ...
    а) бобры, нутрии, хомяки;
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи.

  6. Найдите верную цепь питания:
    а) водоросли —> рачки —> рыбы —> гагарки —> белый медведь;
    б) водоросли —> рачки —> сайки —> тюлени.

  7. Арктический заповедник расположен ...
    а) на земле Франца Иосифа;
    б) на Северной земле;
    в) на острове Врангеля.

  8. Большое скопление птиц на скалах называют ...
    а) «птичьи рынки»;
    б) «птичьи базары».

  9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
    а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
    б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
    в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Индивидуальная работа по карточкам

  1. Составь две цепи питания, которые сложились в Арктике.
  2. Исправь географические ошибки в тексте:

Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно – островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до минус шестидесяти, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).

III. Новый материал

– Мы знаем, что цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

– (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

– Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная».

– В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)

Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)

– Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

– Что такое снежная часть года - это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

– Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему:

ТУНДРА

  • равнина
  • вечная мерзлота
  • суровая зима (t до -50°)
  • прохладное короткое лето

Работа по группам.

– А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут?

Материалы для ботаников:

Гербарный материал, атлас «От земли до неба» (стр. 116, 117, 91), учебник (стр. 88-91), картина «В тундре весной», карточки с изображением растений.

Карточка-«помогайка»:

  1. Какие растения растут?
  2. Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли, листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)

Материалы для зоологов:

Карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (стр. 88-92).

Карточка-«помогайка»:

  1. Какие животные и птицы обитают?
  2. Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)

Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска. Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска. Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска. Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Материалы для экологов:

Учебник (стр. 93-95). Карточка-«помогайка»:

  1. Основные занятия населения тундры.
  2. Экологические проблемы тундры.
  3. Охрана природы тундры.,

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала.

Рассказ ботаников:

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

– Какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

Рассказ зоологов:

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка - растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова - хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец - хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень - низкорослое животное, травоядное - питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

– Как приспособились к жизни представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех.)

Физкультминутка

Поработали мы дружно
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.

Далее шепотом:

Наступает, наступает,
Наступает тишина.

Рассказ экологов:

Основное занятие населения тундры – оленеводство (показ фотографии). Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы:

  1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
  2. местность загрязняется нефтью во время ее добычи;
  3. незаконная охота – браконьерство;
  4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии).

– Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

После ответа экологов заполняется пирамида:

– Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями. Самостоятельно запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили.

IV. Закрепление материала

– Составьте две-три цепи питания.

– Взаимопроверка.

– Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо за работу.

V. Подведение итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр. 87-97.

«Проверь себя» – задания 1, 2 (по вариантам).